
Компания, принадлежащая семье и брату бывшего мэра, за время его правления получила контракты на сумму 37,9 миллиона евро. Их реакция: «А почему бы и нет?»
Когда в Резекне открывали уличный бассейн с джакузи стоимостью несколько миллионов, первым в воду под звуки оркестра прыгнул тогдашний мэр города Александр Барташевич (тогда — от партии «Согласие» (Saskaņa), ныне — «Вместе для Латвии» (Kopā Latvijai)). Рядом с ним плыл брат Михаил, чья фирма Latgalija и построила этот бассейн.
В городе никогда не было тайной, что пока один брат руководил думой, другой регулярно выигрывал закупки в Резекне. Формально доли компании оформлены на супругу мэра, Ольгу, но только наивные могли верить, что это происходило без его участия и что он не является реальным выгодоприобретателем.
Собранные Re:Baltica данные впервые показывают весь масштаб семейного бизнеса: за 14 лет, пока Александр Барташевич занимал пост мэра, связанные с семьёй предприятия получили заказы как минимум на 37,9 миллиона евро.
Правда, после этих выборов «история успеха» может закончиться — между семьями двух братьев началась война, и сейчас они судятся друг с другом.
Многомиллионные контракты


Если у строительного объекта в Резекне стоят машины с надписью «Būvēsim kopā» («Будем строить вместе»), можно быть уверенным — работы выполняет фирма Latgalija. Она принадлежит семье Барташевичей еще с 1990-х годов. Изначально — отцу и двум сыновьям. Когда Александр Барташевич стал возглавлять думу, его место в компании заняла жена — Ольга.
Но этим строительная империя семьи не ограничивается. В начале 2000-х было создано генеральное партнерство Latgales būve, куда вошли несколько региональных застройщиков, в том числе и Latgalija. Единственным бенефициаром Latgales būve является ещё один член семьи Барташевичей — жена Михаила, Светлана.

В медиа не раз сообщалось, что Latgalija и Latgales būve получают заказы от думы, но до сих пор не было ясно ни количество заказов, ни конкретная сумма.
Re:Baltica запросила у Резекненской думы информацию обо всех договорах, заключённых с Latgalija и Latgales būve с 1-го июля 2009 года по 2-е ноября 2023 года. Это период от избрания Барташевича председателем думы до его отстранения за нарушения, которые привели город к угрозе банкротства.
Компания Latgalija, принадлежащая жене и брату бывшего мэра, получала в Резекне как мелкие контракты на ремонт улиц, так и многомиллионные закупки. Latgalija реконструировала городскую больницу, обновляла детские сады и школы, благоустраивала парк у озера, строила бассейн и другие объекты. В целом с думой было заключено контрактов на 20 миллионов евро.
Не хуже дела шли и у Latgales būve — с ней были подписаны контракты на 17.9 миллионов евро. Под её руководством в Резекне построен спортивный центр, обновлены отделения больницы, реконструирован Музей культурной истории и другие известные здания города.
(Полный список контрактов Latgalija и Latgales būve, составленный Резекненской думой, доступен [здесь].)
ГАЛЕРЕЯ –ПОСМОТРЕТЬ НЕКОТОРЫЕ ИЗ ОБЪЕКТОВ СЕМЬИ БАРТАШЕВИЧЕЙ В РЕЗЕКНЕ








Чтобы открыть полную галерею, кликните на любое изображение! В галерее представлена часть объектов, построенных компаниями Latgalija и Latgales būve. Фото: Тенис Биковскис
Как это может быть законно?
«Эта история уже с бородой», — рассказывает представитель KNAB Андрис Донскис. Учреждение регулярно проверяет тендеры на закупки, которые выигрывают фирмы семьи Барташевичей в Резекне, но результат всегда один — никакого конфликта интересов.
Донскис подчёркивает: закон не запрещает членам семьи мэра участвовать в госзакупках. Однако должностное лицо не имеет права участвовать в принятии решений, которые могут повлиять на выбор победителя.
И — по крайней мере на бумаге — мэр Барташевич этого никогда не делал. «Он не решал, кто выиграет тендер, не участвовал в назначении комиссии. Фактически он дистанцировался от этих закупок», — подчёркивает Донскис.
То есть — руки чисты.

Законодательное определение.
KNAB признаёт: это подозрительно, когда один и тот же предприниматель регулярно выигрывает тендеры. Но доказать наличие тайного сговора бюро не в состоянии.
«Наши учреждения часто рассматривают такие случаи формально. Если лицо не принимало участие в решении — значит, нарушений нет», — говорит Криста Асмуса, глава Общества за открытость Delna. По её мнению, то, что тендеры годами выигрывают фирмы, связанные с семьей мэра, — это сигнал, указывающий на необходимость более глубокого расследования.
Следует отметить, что закупки в Резекне недавно привлекли внимание и европейских следователей. По подозрению в конфликте интересов были даже заморожены 1.2 миллиона евро из фондов ЕС в проектах, которые реализовывали Latgalija и Latgales būve.
Однако и это расследование, продолжавшееся два с половиной года, закончилось ничем — следователи не смогли выявить нарушения. Европейское бюро по борьбе с мошенничеством отказалось предоставить Re:Baltica какую-либо информацию о проверке.
У брата всё в порядке
По словам представителя KNAB Донскиса, «должностные лица должны сами фильтровать», что они делают и как это выглядит в глазах общества. Он сомневается, что полностью запретить родственникам участвовать в конкурсах было бы разумной мерой: «Учитывая, что мы сравнительно небольшая страна, в региональных муниципальных закупках участвуют местные предприятия, и какие-то связи неизбежно возникают».
Схожего мнения придерживается и руководительница Delna: не нужно впадать в крайности и всё запрещать, но необходим основательный надзор. «То, что побеждают фирмы, чьи владельцы связаны с мэром — точно не нарушение закона. Но это определённо красный флаг (…), явно не рядовая ситуация — настолько уверенно выигрывают компании, тесно связанные с мэром», — говорит она.
Один из совладельцев Latgalija — Михаил Барташевич — на вопрос, не думал ли он не принимать участие в конкурсах в управляемом братом самоуправлении, отвечает встречным вопросом:
«А почему нет?»
Ничего подозрительного в этой ситуации нет, подчеркивает Михаил в разговоре с Re:Baltica:
«Вот почему мне не участвовать в конкурсах? Какая причина? Я не вижу оснований, почему мне нельзя участвовать. Мне кажется, всё честно. Есть конкурс, я участвую и выигрываю», — отвечает застройщик.
Сговора с братом, по его словам, у него нет.
Сам бывший мэр от интервью отказался, но ранее публично заявлял, что не видит никакой проблемы.
Семьи встречаются в суде
Однако семейный бизнес, возможно, ждут перемены: родственники поссорились. В суде сейчас рассматриваются сразу два гражданских дела. В одном жена бывшего мэра Ольга подаёт иск против Latgalija с требованием признать решения собрания участников недействительными. Во втором — Latgalija подаёт в суд на неё, добиваясь исключения из бизнеса.
«Человек хочет выжать из меня долю в компании. Она очень некорректно пытается отнять мою долю любой ценой», — говорит Михаил Барташевич о жене брата Ольге. По его словам, её главная цель — «выбить деньги».
«Она не утверждает балансы. Просто не утверждает — и всё. (…) Хочет потопить компанию, чтобы она исчезла, или чтобы я ей заплатил».
Владелец Latgalija не раскрывает, какую сумму требует родственница, но на вопрос, идет ли речь о десятках тысяч, отвечает:
«Больше. Намного больше».
Платить он не собирается, поэтому спор решается в суде.
Подробнее комментировать конфликт застройщик не хочет — это, по его словам, личное семейное дело, которое длится уже несколько лет. А участвует ли в этом бывший мэр?
«Ну, семья есть семья, я не знаю,» — уклончиво отвечает Михаил.

Бывший мэр Резекне Александр Барташевич всегда говорил, что его роскошный образ жизни обеспечивает жена Ольга. Например, автомобиль «Мерседес», на котором он ездит, якобы принадлежит супруге. СМИ также сообщали, что семья Барташевичей владеет недвижимостью в Риге на сумму не менее миллиона евро. Кроме того, бывший мэр в настоящее время обвиняется в указании недостоверных данных в декларации должностного лица — он якобы скрыл имущество в Болгарии. Сам он заявляет, что оно тоже принадлежит жене. Фото: Facebook
Re:Baltica не удалось получить комментарий второй стороны — услышав, что звонит журналистка, Ольга Барташевича бросила трубку. Сам бывший мэр также отказался от беседы, заявив, что «вы пишете всякие небылицы».
А вот брат Михаил Барташевич уверен: конфликт не повлияет на возможность фирмы участвовать и побеждать в муниципальных закупках в будущем. Даже если Александр снова будет избран в думу, в чем в Резекне мало кто сомневается.
«Здесь нет никакой связи. Вообще никакой. Тут наша работа, у него — его работа. Абсолютно никакой зависимости нет».
Читай и смотри всё, что мы выяснили о Резекне:
Kā Bartaševiču ģimene Rēzekni būvēja
Kā Rēzekne nonāca līdz bankrotam
“Visa sistēma tā dzīvo. Bijušais Rēzeknes satiksmes šefs atzīst sarunātu izsoli”
Bartaševičs Tiktokā, Nagle plakātos, latvieši pagrīdē. Ko redz vēlētājs Rēzeknē
Vai Rēzeknē pildīja vēlēšanu solījumus?
Kas pārtrauca ēdināšanas līdzmaksājumu daudzbērnu ģimenēm (faktu pārbaude)
5 lietas, kas jāzina par Aleksandru Bartaševiču (video)
Rēzeknes hronikas 2009 — 2024 (video)
Как семья Барташевичей строила Резекне
Авторы цикла:
Тексты: Инесе Браже, Санита Емберга
Проверка обещаний: Анния Петрова
Сбор информации: Тенис Биковскис
Редактура: Санита Емберга
Иллюстрации: Мико Роде
Техническая поддержка: Мадара Эйхе
Социальные сети: Элизабете Роде, Иева Страздиня
Видео: Янис Кронис, Инесе Браже, Тенис Биковскис
Материал подготовлен при поддержке Journalismfund.eu, полученной Re:Baltica в рамках открытого конкурса.
НЕЗАВИСИМОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕЗАВИСИМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Если вам нравится наша работа, поддержать нас!
LV38RIKO0001060112712