Поддерживайте нашу работу и делитесь.

Александр Барташевич вместе с братом Михаилом (второй и третий справа) открывает бассейн за много миллионов евро, построенный для самоуправления Резекне семейной компанией Барташевичей — Latgalija. Фото с профиля Барташевича в Facebook, 2017 год.

В Резекне мало кто сомневается в том, что на выборах победит отстраненный председатель думы Александр Барташевич. Его семья уже около 15 лет управляет городом как клан — один брат мэр, другой выполняет щедрые строительные заказы от самоуправления. Но теперь родственники рассорились.

Александр Барташевич в Резекне  повсюду. На открытых заседаниях с временной администрацией он участвует как обычный житель и поучает, как следует работать. В первых рядах и в церкви, и на шествии 18 ноября. В бесплатных газетах в каждом почтовом ящике. В поздравлениях с 8 марта. На собраниях во дворах. И с осени — на огромном плакате вместе с Айнарсом Шлесерсом на стене многоквартирного дома, потому что их партии вместе участвуют в июньских выборах в Резекне.

Посыл отстраненного за серьезные финансовые нарушения бывшего мэра ясен: «Я вернусь».

Миллионные заказы для семьи

При правлении Барташевича самоуправление оказалось на грани банкротства, зато фирмы, связанные с его семьёй, получили щедрые заказы. Под его руководством дума принимала решения об инфраструктурных объектах, а фирма Latgalija, принадлежащая его жене Ольге и брату Михаилу, их строила. Если не эта компания, то Latgales Būve, бенефициаром которой является жена Михаила — Светлана.

Насколько масштабным было участие, впервые показывают данные, полученные Re:Baltica от временной администрации — о строительных договорах этих фирм с 2009 года, когда Барташевич стал мэром. Фирмам были поручены заказы на сумму 37 миллионов евро.

Latgalija получала как небольшие заказы на ремонт улиц, так и многомиллионные проекты: она перестроила городскую больницу, реновировала детские сады и школы, обустроила парк у озера, построила бассейн и другие объекты. Общая сумма контрактов, заключенных городской думой с Latgalija — 20 миллионов евро. С Latgales Būve — 17.9 миллион. Под ее присмотром построен спортивный центр, отремонтированы отделения больницы, реконструирован Музей культурной истории и другие известные здания в Резекне.

Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) регулярно проверяет закупки, которые выигрывают фирмы Барташевичей, но результат всегда один: никакого конфликта интересов. Как это возможно? Потому что мэр официально не участвовал ни в назначении закупочной комиссии, ни в выборе победителей. «Он дистанцировался от этих закупок», — подчеркивает представитель KNAB Андрис Донскис.

«Вот почему бы мне не участвовать?» — задает встречный вопрос Михаил Барташевич, когда его спрашивают, не думал ли он отказаться от участия в тендерах от мэрии, которую возглавлял его брат. «Я считаю, всё честно. Есть конкурс — я участвую и выигрываю». Соглашений с братом у него якобы нет. Сам Александр Барташевич отказался от комментариев, заявив, что Re:Baltica необъективна.

Памятник банкротству

Самый яркий памятник эпохе Барташевича в Резекне — напоминающее советский телевизор новое здание спа-комплекса на берегу озера Ковшу. Этот объект стал последней каплей в не соответствующем финансовым возможностям города хозяйствовании и довел Резекне до грани банкротства. Было проведено  более десяти аукционов, но арендатора для здания найти так и не удалось.

В предвыборной программе Барташевич снова обещает сдать спа-комплекс в аренду, предлагая инвесторам землю под гостиницу на выгодных условиях. Он также обещает финансовую поддержку молодым семьям и новым инфраструктурным объектам — от библиотеки до супермаркетов. И вернуть скидки на общественный транспорт, которые временная администрация отменила, поскольку город не мог себе этого позволить. Барташевич также обещает вернуть бесплатную муниципальную газету, благодаря которой часть горожан считала, что лучшего мэра и быть не может.

На этих выборах Барташевич баллотируется от новой партии Kopā Latvijai («Вместе для Латвии»). Ее Барташевич основал после того, как в 2023 году был исключен из «Согласия» за дискредитацию партии и нарушение устава. Его презентация в качестве кандидата на лидерскую позицию  оказалась слишком безумной даже для «Согласия». В ней Барташевич предложил Латвии принять статус нейтрального государства и договориться с Москвой о гарантиях безопасности, допуская возможность победы России в войне против Украины.

В думе под руководством Барташевича,  партия «Согласия», от которой он был избран, получила 8 из 13 мест — то есть были все возможности выполнить предвыборные обещания. Анализ Re:Check, фактчек-команды Re:Baltica, показывает: выполнены были только мелкие обещания — например, посажено больше деревьев, проложены велодорожки, установлен надувной спортивный зал, приведён в порядок мемориал советским военнопленным. Но крупные обещания — создание туристического кластера со 120 рабочими местами, снижение безработицы ниже среднего по стране, программа строительства жилья, полмиллиона в год на ремонт дорог — так и остались на бумаге.

Барташевич своей вины не признаёт. Виновато либо государство, либо нехватка денег.

Гречневая блогерка — кандидатка на выборах

В этот раз в Резекне конкуренция выше.  Участвуют десять списков — вдвое больше, чем на прошлых выборах. Однако в русском лагере у трех конкурентов Барташевича шансы минимальны: «Согласие» после раскола ослабло, а кандидаты от LKS («Русский союз Латвии») и Suverēnā vara/Jaunlatvieši («Суверенная власть/Младолатыши») в городе малоизвестны. Единственная реальная альтернатива — партия Sarauj, Latgale («Вперёд, Латгалия!»), основанная другим бывшим участником «Согласия», мэром Даугавпилса Андреем Элксниньшем. Она надеется получить хотя бы одно место. Правда, не совсем честными методами.

Прошлой зимой с остановок, торговых центров и экранов общественного транспорта в Резекне на горожан смотрело лицо женщины — новой ведущей на местной радиостанции Ef-Ei . Тогда Айю Нагле, возможно, знали только самые активные пользователи TikTok. Там она пыталась прославиться обзорами путешествий и видео, где ужасалась ценам на продукты в супермаркетах. Внезапно в ее аккаунте начали появляться и душевные беседы с главами самоуправлений: Эгилсом Хелманисом в Огре (NA — «Нацобъединение»), Андрисом Равиньшем (ZZS — СЗК) в Елгаве. Чаще всего — с Элксниньшем в Даугавпилсе, чтобы отмыть его репутацию после обвинений в не соответствующем доходам образе жизни.

Амбициозная женщина не скрывала, что хочет в политику. Она уже безуспешно баллотировалась в Сейм от партии братьев Гиргенсов Republika («Республика»). Но в Латгалии жительницу Марупе Нагле знали плохо. Ситуация изменилась после запуска новой программы «По факту» на радио Ef-Ei и ее масштабной рекламной кампании. Блогерка, ранее подчеркивавшая, что не является журналисткой, теперь превратилась в «общественную деятельницу, которая заражает Латвию ответственностью». Содержание программы перепубликовал популярный портал Jauns.lv (редакция не ответила на запрос объяснить, как это произошло).

Программа началась в конце октября, а в последнем выпуске в феврале Нагле объявила, что баллотируется в Резекне от партии Элксниньша. Самореклама была опубликована в последний момент перед началом официальной кампании — так ее можно было не включать в предвыборные расходы и не указывать источник финансирования.

Нагле отказалась от комментариев, назвав вопросы Re:Baltica «агрессивными». Владелец радиостанции Владимир Иванов заявил, что не знал о планах Нагле идти в политику. По его словам, он предложил ей вести программу, чтобы повысить рейтинги станции. «Вы, женщины, хитрые! Она меня просто обвела вокруг пальца».

Но доверие к словам Иванова подрывают его прежние связи с мэром Даугавпилса Элксниньшем. В сентябре прошлого года медиарегулятор оштрафовал другую его радиостанцию — Divu krastu radio («Радио двух берегов») — на 4000 евро за то, что вопреки требованиям закона не было указано, что передачи финансируются Даугавпилсской думой. В нынешнем созыве дума перечислила Divu krastu radio 79 тысяч евро.

Латыши не объединяются

Разобщённость привела к тому, что в Резекне нет одного сильного лидера среди латышских партий. Хотя Резекне — единственное самоуправление, где у шести партий есть общий офис. Там сотрудничают такие разные силы, как «Национальное объединение» и «Прогрессивные», но они не смогли выдвинуть общий список на выборы.

Лидер списка «Нацобьединения» Эрика Тейрумниека признаёт: «Мы поняли, что у нас слишком разные взгляды на темы сексуальных меньшинств, вещание на русском в общественных медиа и поддержку религиозных конфессий. У NA довольно консервативный избиратель. Мы взвесили: выиграем ли мы от объединения или обе стороны больше потеряют».

В результате в одном списке идут NA, Latvijas Attīstībai («Для развития Латвии») и Jaunā Vienotība («Новое Единство»), в другом — Zaļā partija («Зелёная партия»), Reģionu apvienība («Объединение регионов) и Jaunā konservatīvā partija («Новая консервативная партия»). Отдельно идут СЗК, Латгальская партия и «Прогрессивные».

Кампании латышских партий до этой недели были практически незаметны, в то время как Барташевич повсюду — даже в TikTok. Одна из причин — нехватка денег. Другая — большинство кандидатов работают, и у них нет столько времени на агитацию, как у отстраненного мэра, поясняет депутат Сейма и уроженка Резекне Лейла Расима («Прогрессивные»).

Тейрумниека добавляет, что мешают и незавершённые судебные процессы против Барташевича — по поводу законности его отстранения (в первой инстанции он проиграл) и из-за недекларированного имущества. «Всё зависло между небом и землёй. Точка не поставлена, никто не сказал: “Ты виноват”».

Латышские партии обещают активизироваться за три недели до выборов. «Сейчас пойдем по дворам. Будем надеяться, что достучимся до тех, кто не на 100% за Барташевича. Но есть и такие, кого уже не переубедить», — резюмирует Тейрумниека. С ней соглашается Расима: «Он — авторитетный лидер, мужчина средних лет, харизматичный, людям он нравится. Большинство живет в своем пузыре, смотрит прямые эфиры Барташевича и верит ему».

Кроме того, Барташевич обращается к избирателям на русском — чего другие как минимум публично не делают. Поэтому у него нет конкурентов среди тех, кто потребляет медиа на русском языке. «У него везде расставлены люди. Они будут за него голосовать из страха, что что-то может измениться. Вертикаль выстроена, и сеть очень широка», — подытоживает депутат.

Воюющий клан

Однако, с момента последних выборов в Резекне кое-что изменилось.

Клан Барташевичей разъела ненависть. Жена политика и его брат судятся за право владеть компанией Latgalija. «Человек хочет выдавить меня из бизнеса. Она очень некорректно пытается отнять мою долю любой ценой», — говорит Михаил Барташевич, указывая на жену брата Ольгу, — «Она не утверждает балансы (..) Хочет потопить компанию, чтобы она исчезла или чтобы я ей заплатил».

Михаил не называет сумму, которую требует родственница, но, по его словам, речь идет не о десятках тысяч: «Больше. Намного больше».

Получить мнение второй стороны Re:Baltica не удалось — Ольга Барташевич прекратила разговор, услышав, что звонит журналистка.

Михаил также не хочет говорить о конфликте подробнее — это, по его словам, личное семейное дело, которое продолжается уже несколько лет. Однако он считает, что это никак не повлияет на способность фирмы выигрывать тендеры. «Здесь нет никакой связи. Это наша работа, у него своя. Абсолютно никакой зависимости».

Авторы цикла:

Тексты: Инесе Браже, Санита Емберга
Проверка обещаний: Анния Петрова
Сбор информации: Тенис Биковскис
Редактура: Санита Емберга
Иллюстрации: Мико Роде
Техническая поддержка: Мадара Эйхе
Социальные сети: Элизабете Роде, Иева Страздиня
Видео: Янис Кронис, Инесе Браже, Тенис Биковскис


Оригинал статьи опубликован в журнале IR от 15 мая 2025 года.

Материал создан при поддержке Journalismfund.eu, полученной Re:Baltica на открытом конкурсе.


 

НЕЗАВИСИМОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕЗАВИСИМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Если вам нравится наша работа, поддержать нас!
LV38RIKO0001060112712