Многие, наблюдая широкую деятельность антиваксеров и борцов с ограничениями с связи с Covid-19, задаются вопросом — кто это все оплачивает? Пока что сложно было увидеть источник внешнего финансирования. Поэтому Re:Baltica выяснила, кто главные дезинформаторы и на что они живут.
Многие, наблюдая широкую деятельность антиваксеров и борцов с ограничениями с связи с Covid-19, задаются вопросом — кто это все оплачивает? Пока что сложно было увидеть источник внешнего финансирования. Поэтому Re:Baltica выяснила, кто главные дезинформаторы и на что они живут.
Солнечным утром сентября Айнар Шлесерс — ранее известный как один из латвийских олигархов — стоя на переносной лестничке, через мегафон обратился к толпе у Рижского замка. На его мероприятие за добровольную вакцинацию пришло около тысячи человек.
Ближе всего к Шлесерсу стояли люди, благодаря которым удалось собрать демонстрантов. Там были почти все крупнейшие распространители дезинформации в Латвии. Большая часть из них занимались этим до пандемии.
Re:Baltica подсчитала, что призывами прийти на пикет 18 сентября от этих людей поделились примерно 34 тысячи раза. Для сравнения — призывами самого Шлесерса в Facebook поделилось вполовину меньше людей.
Лестничку на импровизированную «сцену» придерживал торговец, который предлагает воду с «волшебными» свойствами и поэтому осужден за обман потребителей. На телефон происходящее снимал и транслировал в Facebook старый друг Шлесерса, который некоторое время назад попытал счастья и с Алдисом Гобземсом, лидер христианской общины харизматов. Чуть поодаль с собственной камерой стоял IT-специалист, прославившийся борьбой с мобильной сетью 5G. Следующих ораторов организовал бывший работник силовых структур, который пытался подмазаться к разным развивающимся политическим движениям. У сцены нетерпеливо мялся осужденный за подделку паспортов бизнесмен из Латгале. За ним в очереди стояла фельдшер из «Гайльэзерса» и ее товарищ — активист в костюме Лачплесиса, который уже много лет пытается распустить Сейм.
Пикет принес выгоду всем сторонам. Шлесерс с помощью дезинформаторов собирал потенциальных избирателей для своего восьмого политического проекта. Дезинформаторы набирали личную популярность и популярность для своих идей. Некоторые из них не скрывают политических амбиций.
С начала пандемии Covid-19 в Латвии политики-популисты используют недовольство конкретной части общества, чтобы прийти к власти. Созданная вирусом неуверенность в будущем, запоздавшие пособия для мелкого бизнеса и хаотичные решения правительства создали благоприятную среду для популистской риторики.
«Почва удобрена, осталось только засеять», — делает вывод профессор социальной психологии Латвийского университета Ивар Аустер.
Шлесерс — один из таких политиков. Его можно назвать серийным основателем партий (новейший проект — LPV — восьмой по очереди, притом политик должен государству за различные нарушения более 860 тысяч евро). Когда-то влиятельный Шлесерс ушел из политики на 10 лет. Два последних проекта Шлесерса не перешли барьер в 5% на выборах.
Видео: Обзор политических проектов Шлесерса (на латышском языке)
Шлесерс объясняет возвращение тем, что Латвии нужны правители, которые «умеют зарабатывать, а не только брать в долг и тратить».
Однако сам он сейчас не слишком хорошо зарабатывает.
Самый прибыльный бизнес Шлесерса в Рижском порту в прошлом году понес убытки в размере почти 25 миллионов евро. Это потому, что в порту Риги резко уменьшилась перегрузка угля, которой в основном занимается ему частично принадлежащая Rīgas tirdzniecības osta. Можно сказать, что этот бизнес для Шлесерса закончился. Формально он также принадлежит не ему, а сыну.
Шлесерс вышел из бизнеса незадолго до того, как прокуратура в марте этого года выдвинула ему обвинение в возможных незаконных действиях в деле о внедрении цифрового телевидения. Свои доли в бизнесе он отдал сыну. Шлесерсу сейчас принадлежит только одна фирма с ничтожным оборотом.
Видео: Пикет Шлесерса на набережной
Шлесерс публично не рассказывает о своих неудачах в бизнесе. На пикете он кричал в мегафон, что волнуется за парикмахеров и представителей других профессий, которые потеряли работу из-за пандемии.
«Я рад, что сегодня будут выступать многие люди, которые не связаны с политикой. У каждого — своя боль», — пояснил Шлесерс.
Re:Baltica проанализировала, в чем «боль» дезинформаторов и на что живут те, кто регулярно обвиняет СМИ в коррупции.
НЕЗАВИСИМОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕЗАВИСИМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Если вам нравится наша работа, поддержать нас!
LV38RIKO0001060112712
°