Поддерживайте нашу работу и делитесь.

Доктор Майя Рацене уже семь лет как перешагнула пенсионный порог, но продолжала принимать пациентов в своей практике семейного врача в Стайцеле. В этом году она, наконец, отправилась на заслуженный отдых, и небольшой городок с 900 жителями остался без семейного врача.

Без семейного врача скоро останется и Балтинавский край на пригранице с Россией. Там, так же, как и в Стайцеле, доктор Мара Пилане многие годы продолжала принимать пациентов, хотя и достигла пенсионного возраста, но в этом году она сказала: все, хватит.

Что происходит с людьми, когда там, где они проживают, исчезает врач? Они отправляются на прием в медучреждения близлежащих областей, перегружая работающих там специалистов. Нехватка семейных врачей сейчас является второй крупнейшей проблемой в сфере медицины после катастрофы с дефицитом медсестер.

В Лигатненском краю, например, остался лишь один из двух семейных врачей, т. к. её коллеге предложили работу в соседней Сигулде, а замену ей здесь пока что найти не удалось. Теперь семейному врачу Дине Пухарте-Зицмане приходится одной заботиться не только о 3200 жителях края, но и о проживающих на соседней территории ( в практике зарегистрировано 3668 взрослых и 619 детей). Тогда как установленный Минздравом стандарт: 1500 — 1800, а если зарегистрированы также и дети, то еще меньше.

«Готово полностью обустроенное место, которое является муниципальной собственностью. Над этим голову не надо ломать. На следующий же день можешь придти и работать», – рассказывает председатель Лигатненского края Айнарс Штейнс. Но этого не достаточно, чтобы пригласить на работу в Лигатне своего семейного врача.

А вообще в начале марта практикующих семейных врачей искали на 17 вакантных мест. В прошлом году 8 семейных врачей отправились работать за пределами Латвии,  свидетельствуют данные Общества врачей.

 

Графика: Лоте Лармане

Опыт Цесиса

В регионах не хватает и семейных врачей, и помощников врачей, и врачей со специализацией. «Эту катастрофу мы еще не осознаем, но она будет», – говорит семейный врач в Цесисе Гунта Каугаре, которая долго не могла найти помощника и которой нередко приходится направлять пациентов в другой город, потому что в Цесисе нет необходимого специалиста. Фото: Эдгарс Сермулис.

«Сейчас одна смена закончилась, вторая еще не началась, и есть те 10 минут, когда пока никого нет. Выглядит замечательно! Но вы же видели, как понемногу люди приходят, а когда будет обязательный час «неотложного приема», то наберется уже человек 10. Ну, справимся со всеми!» – разговор начинает семейный врач Цесиса Гунта Каугаре. Ее коллега, отработав утреннюю смену, за свое время приняла 40 человек. «Куда уж еще эффективнее? Нам за счет эффективности больше идти некуда!», – заключает Каугаре.

Тяжелая работа и большая нагрузка являются одной из причин, почему молодежь больше не идет в медицину. Каугаре сама до сих пор полна энергии и неоднократно повторяет, что работает с вдохновением и справляется. Но все же за 30 лет работы пережито немало разочарований, связанных с политикой здравоохранения.

«Эту катастрофу мы еще не осознаем, но она будет», – говорит она. В регионах не хватает не только семейных врачей – Каугаре, например, долго не могла найти себе помощника. «Пришла молодая, умная, все знала. Но сразу же сказала, что через полгода отправится в Норвегию. Мы придумали – найдем ей друга, тогда останется. Но не получилось, уехала», – подытоживает доктор Каугаре.

Двое других помощников как-то не прижились. Теперь врач нашла себе ассистентку с опытом медсестры, но той надо будет дополнительно учиться, так как помощнику семейного врача необходимы специфические знания. И в системе образование что-то до конца не так, приходит к заключению доктор. Например, у медсестер узкая специализация, поэтому и возможности ограниченные.

Также в регионах острый дефицит врачей со специализацией, поэтому пациентов нередко направляют в другой город. «Молодые специалисты приезжают в Цесис, но не остаются тут. Они приходят, по всему чувствую: есть, нашли! А через какое-то время больше нету! Нам необходим врач ухо-горло-нос [ЛОР] – это уже хронически. Нужен и глазной врач – постоянного здесь тоже нет. Они приезжают из столицы, как такие кратковременные специалисты. Не хватает и дерматолога».

Жителей Цесиса, правда, спасает близость других городов – на расстоянии 30 минутной поездки находятся Валмиера и Лимбажи, полтора часа до Риги. Встреченные на приеме у семейного врача Гунты Каугаре пациенты признают, что не один раз приходилось искать помощь врача в других местах, и это не является чем-то невозможным. Можно быстро добраться и на личном авто, и на общественном транспорте. Но мобильность пациентов не спасает от перегрузки врачей, и людям все равно приходится долго ждать, когда придет очередь.

Графика: Лоте Лармане

В клинике Цесиса, где оказывают неотложную, стационарную и амбулаторную помощь, сейчас 12 вакансий. Не хватает и медсестер и их помощников, не хватает гинеколога, травматолога, невролога и хирурга.

Руководительница клиники Ингуна Лиепа не скрывает, что регионы за привлечение сотрудников борются отчаянно и предлагают разные бонусы. Например, клиника Цесиса в сотрудничестве с самоуправлением предлагает молодым врачам возможность снимать хорошую квартиру. Во многих случаях используется финансирование фондов ЕС – так называемые «деньги на переезд», – оказывая финансовую помощь семьям, если сотрудник переезжает из Риги в регион. К тому же зарплаты резидентов, если заключен договор о работе в региональном лечебном заведении после окончания резидентуры, даже на 30% больше уже во время учебы. Но проблемы в поисках сотрудников все равно есть.

Нет и в больших городах

Цесис не является уникальным примером. Центр Re:Baltica обзвонил медицинские учреждения и в других регионах, и почти всюду рассказывали одно и то же.

В Кулдиге, например, вообще нет глазного врача. Несколько раз в месяц специалист приезжает на прием, а больнице нужен был бы свой врач. Самоуправление даже обещает квартиру, но пока что поиски остаются без результата.

Глазного врача ищет и больница в Мадоне. Также она ищет хирурга, специалиста ЛОР, реабилитолога, нарколога, гинеколога, психиатра, интерниста и трех медсестер. Работающие там медики хотели бы выйти на пенсию, но больнице некем их заменить.

Даже в больших городах, например, в Лиепае, не могут найти необходимых специалистов. «На эту большую больницу один нефролог. Это ненормально, и, конечно, есть перегрузки, так как она заботится и о пациентах отделения, и о пациентах гемодиализа, и еще консультирует в других отделениях», – рассказывает руководитель Лиепайской региональной больницы Эдвинс Стрикс. Правда, в стационаре работу обеспечить больница может, но нередко за счет перегрузок.

Потенциальных сотрудников больница активно ищет всеми возможными способами. Еще 10 лет назад, пытаясь привлечь молодых специалистов, даже были организованы для них специальные чартерные авиарейсы из Риги в Лиепаю. Поэтому Стрикс считает – пока нет оснований надеяться, что очереди станут короче.

«Людям надо было честно сказать, что, добавив медицине эти 200 миллионов евро, очередь за услугами сразу же не исчезнет. Этого не произойдет. Потому что время, когда с этими большими деньгами можно было все спасти, остановить миграцию из страны и переход в частные клиники, – оно упущено. Ну, дали теперь эти деньги, ну некому их платить, некому предоставлять эту оплачиваемую государством [помощь]. Потому что люди уже переутомились», – заключает он.

Почему врачи и медсестры могут работать так много?



НЕЗАВИСИМОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕЗАВИСИМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Если вам нравится наша работа, поддержать нас!
LV38RIKO0001060112712

Автор: Лиене Бариса-Сермуле (Re:Baltica)
Редактор: Айя Крутайне
Сбор и анализ данных: Лиене Бариса-Сермуле (Re:Baltica), Мадара Эйхе
Рисунки: Райвис Вилунс, Īgnās govs komiksi
Видео: Янис Орбиданс
Графика: Лоте Лармане
Перевод на русский: Яра Сизова
Координатор и ведущая серии на ЛТВ Лиене Бариса-Сермуле (Re:Baltica), ЛТВ редактор и продюсер – Рудите Спаковска, журналист Айя Кинца.