Поддерживайте нашу работу и делитесь.

Знаменитый российский режиссер документальных фильмов Виталий Манский во время кинофестиваля в Испании смотрел новости в гостинице. Был март 2014 года. Диктор бесстрастно рассказывал, что Верхняя палата российского Парламента дала разрешение президенту Владимиру Путину использовать армию для защиты интересов сограждан в других странах.

«Хорошо помню день, час и даже секунду, когда принял решение», — рассказывет январским утром в Риге режиссер, только что вернувшийся со съемок из Украины. «Ближайшие события стали очевидными. Это был конец. В ту же секунду я позвонил жене, вернулся с фестиваля, мы приехали в Ригу и уже через три дня уехали с полученным видом на жительство».

В течение дня выбрав и купив весьма дешево по московским меркам просторную квартиру с разрисованными потолками в центре Риги, Манский стал одним из 3173 граждан России, которые в прошлом году получили право переселиться в Латвию. На выбор повлияло то, что

столица Латвии находится всего в полутора часах лета от Москвы, большая часть жителей в Риге может говорить по-русски, а собственность российским покупателям кажется очень дешевой.

По противоречиво расцениваемой «инвесторской программе» в течение пяти лет временное разрешение на жительство приобрели 13518 иностранцев. Большинство из них — около 10 000 человек, — являются гражданами России. Такое количество эквивалентно числу жителей маленького латвийского городка — Талси или Добеле.

В отличие от других похожих программ в Европе, в Латвии 90% заявок поступают из стран бывшего СССР, главным образом из России. 

В выигрыше от ее реализации становятся главным образом те, кто развивает недвижимое имущество или торгует им. Отрасль получила 83 % от инвестированных за пять лет 1,25 млрд евро.

Уникальная дешевизна программы, — цена за требуемое имущество была самой низкой в Евросоюзе, означала, что Латвия выдала больше всего видов на жительство, которые позволяли гражданам третьих стран жить и путешествовать по ЕС. Само же государство заработало на этом сравнительно немного. Например, Португалия за два года заработала миллиард Евро, выдав 1775 золотых виз, в то время как Латвия получила такую же сумму за 13,5 тысяч разрешений, выданных за пять лет.

Число заявок на виды на жительство резко возрасло после событий на Майдане и последовавшей затем аннексией Крыма. С Украины поступило в два раза больше заявлений, чем год назад. Волна из России началась после того, как Путин в 2012 году снова стал президентом России, и в прошлом году уровень сохранялся примерно таким же.

Родившийся на Украине, но большую часть жизни проведший в Москве, Манский явялется таким эмигрантом, которых большая часть латвийского общества признает: образованный представитель среднего слоя, который не поддерживает политику Путина.

Он основал как фестиваль российских независимых документальных фильмов ArtDokFest, так и получил высокое международное признание.

Отдако, отношение властей изменилось, когда Манский решил сделать фильм об Украине сквозь призму истории своей родины.

«Мы победили во внутреннем конкурсе министерства, наша работа была признана лучшей. Потом решение не публиковали, потом публиковали, но без нашей заявки, то переносили срок съемок фильма, дескать, потому, что на Украине нестабильная ситуация и, не дай Бог, наш лучший режиссер в нее попадет. И ты понимаешь, что они врут, не хотят допустить тебя к работе, а затем наступает момент и тебе ясно говорят: пока я являюсь министром культуры, ни один проект, связанный с Манским, не может получить господдержку», — рассказывает режиссер.

У латвийских учреждений нет представления, сколько из въехавших подобны Манскому и не были ли использованы деньги, украденные у народа «лидерами» России и бывших стран СССР.

Основания для подозрений есть. Когда полиция Италии депортировала в Казахстан жену и шестилетнюю дочь сбежавшего олигарха и оппонента нынешнего президента Мухтара Аблаязова, оказалось, что они жили в Италии по выданным Латвией и Великобританией видам на жительство. Аблаязова задержали по подозрению в краже денег из руководимых им банков.

В 2013 году по запросу России в Латвии была арестована недвижимость, принадлежащая бывшему президенту Банка Москвы Андрею Бородину. Его и заместителя российские прокуроры задержали по подозрению в хищениях особо крупного размера —

через офшоры из банков ушло 443 млн долларов жене тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова Елене Батуриной.

Бородину сначала был выдан вид на жительство в Латвии, однако он не был продлен из-за невыполнения формальностей, подтвердило МВД. Генпрокуратура отказалась от комментариев о статусе дела.

Исследование Re:Baltica показывает, что как минимум еще один бывший работник руководства Банка Москвы в Латвии приобрел недвижимость и получил ВНЖ.

До аннексии Крыма получателей видов на жительство в Полиции безопасности проверял один человек, подтвердили Re:Baltica несколько источников. Статистически это означает как минимум 15 человек в день. Сейчас нашлись деньги еще как минимум на четырех, однако работа идет в обратном направлении — проверяются те, кто в Латвию уже явился.

Спасающийся средний класс

Чтобы понять, какого профиля люди в течение последнего года просили виды на жительство, Re:Baltica для исследования отобрала 315 самых дорогих сделок в излюбленных для иностранцев местах (в Риге и Юрмале) с ноября прошлого года, когда на Украине начались проевропейские протесты или Майдан, до сентября, когда вступили в силу новые установки программы, требующие приобретать более дорогую недвижимость.

Вывод: в течение последнего года абсолютное большинство покупателей собственности — российский средний класс.

Большая часть из них связаны с частным бизнесом средней величины, особенно, банками. Большинство фамилий было трудно идентифицировать, возможно, потому, что собственность приобреталась на имена членов семьи или люди не выделялись ничем особенным.

Часть — журналисты и художники. Свой портфель собственности квартирой в тихом центре на ул. Алберта пополнил сатирик Михаил Задронов, а квартирой и домом в Юрмале — актриса Татьяна Догилева и одно из лиц КВН Юрий Аскаров.

Крыша дома, где поселился Михаил Задорнов. Фото: Nekā personīga

Небольшое число получивших ВНЖ связаны с правлением российских предприятий, особенно с энергетическим гигантом «Газпром». Недвижимость и вид на жительство получил не только представитель правления попавшего под санкции ЕС и США «Газпромбанка» Николай Корнеев, но и правление дочки принадлежащего РЖД предприятия «Транстелеком».

Кроме того, вид на жительство получили заместитель гендиректора «Аэрофлота» и бывшие руководящие сотрудники попавших под санкции ЕС банков ВТБ и Банк Москвы, а также их родственники.

Недвижимость в Латвии купила семья одного из самых богатых людей России по данным журнала Forbes — Алишера Усманова.

Вилла Усманова — Vera. Фото: Nekā personīga

Есть дом в Риге и у члена правления партии Путина «Единая Россия» Дмитрия Орлова, близкого к Кремлю политолога. Издание Re:Baltica утвержает, что Орлов отрицает, будто собирается покупать в Латвии ВНЖ, но не то, что у него здесь есть имущество. Также Re:Baltica напоминает, что Орлов часто критикует Латвию. В его доме на звонки никто не отвечает и Орлов игнорирует электронные письма от редакции Re:Baltica.

Они присоединились к уже в прошлых годах прикупивших недвижимость бывшим российским чиновникам — экс депутату Госдумы Эдуарду Янакову, который фигурирует в российском металлургическом бизнесе и латвийском русскоязычном медиа-бизнесе, и у которого есть вид на жительство.

Также к кремлевскому десанту можно присовокупить и Владимира Семякина, который недавно был руководящим чиновником «Газпромбанка», и принадлежащего «Газпрому» Медиа Холдинга. И Янаков и Семякин отказались от комментариев.

В предыдущие годы виды на жительство получили «крупные рыбы». Во время исследование Re:Baltica открылось, что латвийский вид на жительство получил и один из самых богатых людей России, мультимиллионер и друг Путина Аркадий Ротенберг.

Ротенберг получил ВНЖ одним из первых, причем самым непрозрачным способом – вложив деньги, на депозит банка SMP, вероятнее всего ему самому принадлежащему. ВНЖ Ротенберга было действительно до 2013 года, потом он его не продлевал. А после санкций США и Европы банк сменил хозяина.

Его брат Борис приобрел недвижимость при посредничестве фирмы, но после того, как вступили в силу санкции ЕС и США, переписал имущество на сына Романа, который является вице-президентом «Газпромбанка» и занимает такую же должность в хоккейном клубе СКА.

Как известно, у них нет ВНЖ в Латвии, но у обоих есть финское гражданство.

Вилла Ротенбергов «Safiri». Фото: Nekā personīga

Неофициальные, но компетентные источники упоминают, что среди просящих ВНЖ, есть люди, которые связаны с «Роснефтью», «Роснефтьгазом», «Лукойлом», «Национальной газовой компанией», «Транснефтью» и др. Но в исследовании Re:Baltica таких лиц не удалось идентифицировать среди покупателей самой дорогой недвижимости.

Деньги в обмен на безопасность

Латвийская программа была популярна главным образом из-за дешевизны и близкого расположения к России (приобретя недвижимость ценою 150 000 евро в латвийской столице или за 70 000 евро за ее пределами, можно было получить право проживать в ЕС).

Государство хочет убедиться, что инвестиции имеют благоприятное долгосрочное влияние на экономику, а не не несут только краткосрочные доходы разработчикам. Цены выросли, а количество выданных разрешений сократилось.

После повышения стоимости недвижимости для получения ВНЖ, которое совпало с драматическим ослаблением курса рубля в России, количество покупателей значительно уменьшилось.

Депутат от «Единства» Инесис Бокис предложил самое экстремальное решение: выдавать разрешения на ВНЖ за 3 единицы недвижимости стоимостью 5000 евро в деревнях и за 180 000 евро в Риге или Юрмале. В то же время, предложение члена «Единства» Вилниса Кирсиса предусматривает снижение порога стоимости до 125000 евро за пределами столицы.

Сколько стоит «золотая виза» в странах Европы.

Лобби, лицом которого стал бывший депутат парламента Виктор Валайнис, утверждает, что после тяжелого экономического кризиса конструкторы новых проектов ориентируются только на зарубежных покупателей. Если у них пропадет интерес к недвижимости в Латвии, под вопросом останутся 200 млн инвестиций и 5000 рабочих мест в смежных отраслях, считает Валайнис.

Ему противоречит один из партнеров по коалиции «Все для Латвии/TBLNNK».

Она считает, что возрастающее число граждан России угрожает безопасности Латвии.

К такому мнению присоединяется министр окружающей среды Раймонд Вейонис, который, в отличие от своей партии «Союз зеленых и крестьян», исключает возможность выдавать право на ВНЖ дешевле.

Вейонис подчеркивает, что российские граждане в результате обвала курса рубля утратили покупательскую способность, и их привлечение будет требовать все новых и новых скидок.

Статус-кво поддерживает и Полиция безопасности, которая проверяет всех обратившихся. По ее мнению, наибольшую опасность представляет не нелегальный приток средств или организованная преступность, а вероятность того, что

в большом потоке заявлений не представится возможным определить угрозы для национальной безопасности.

«Действующий закон снизил уровень потенциального риска. С точки зрения национальной безопасности, я не вижу необходимости вносить поправки», — сказал начальник Полиции безопасности Нормунд Межвиетс.

Виталий Манский продолжает снимать фильм с партнерами в Латвии. «У каждого свои причины. Возможно, какая-то часть и сбегает, но Рига не самое безопасное место — ни идеологически, ни географически», — комментирует Манский последнюю волну эмиграции в России, которую вызвала непредсказуемая политика Путина и война на Украине.