Поддерживайте нашу работу и делитесь.

На протяжении трех недель в программе Labrīt Латвийское радио проводит интервью с лидерами списков внеочередных выборов в Рижскую думу, чтобы узнать их планы относительно составления городского бюджета. Re:Check проверил, что говорили политики, и обратил внимание на неверные утверждения, а также на вводящие в заблуждение высказывания, которые вырваны из контекста или умалчивают важную информацию. Здесь, во второй части, мы в хронологической последовательности проверили, что в передаче с 6 по 10 августа говорили три потенциальных главы самоуправления: Ральф Немиро, из партии KPV LV, Янис Кузинс — Новое Согласие и Мартиньш Стакис, от объединенного списка Для развития/За! и партии Прогрессивные.

KPV LV и Ральф Немиро

Лидер списка партии KPV LV Ральф Немиро упрекнул самоуправление в неспособности освоить деньги. Он сказал:

«Если мы посмотрим на крупные проекты – большая часть денег, которая была предусмотрена для этих проектов, в Риге совсем не освоены. Оказывается, деньги есть, просто не умеют взять».

Центральное агентство по финансам и договорам (CFLA) отметило, что нельзя так однозначно оценивать самоуправление. На данный момент дума получила финансирование на реализацию 46 проектов, что в сумме превышает 225 миллионов евро. Большинство, 35 проектов, уже завершено. CFLA также подчеркнуло, что нужно принимать во внимание – в ведении самоуправления находится много крупных и сложных проектов. По оценке учреждения, есть как успешные проекты, так и те, реализация которых идет не так гладко, как планировалось, тем не менее оценка результатов думы в целом «сопоставима с другими самоуправлениями».

«Деньги фондов, предназначенные для строительных проектов, недостаточно освоены», — также указал Немиро, в разговоре с Re:Check. Однако сразу добавил, что «конечно, это порой объективно – выполнимо или невыполнимо», так как были и правовые риски, и оспаривание. Политик отказался назвать конкретные строительные проекты, о которых говорил: «Это не рассказ про один, другой или третий проект. Это не важно. Значение имеет денежная масса, которую можно использовать для благоустройства Риги». Немиро, в свою очередь, согласен, что на фоне других самоуправлений Рига не выделяется. Однако он имеет в виду возможности Риги и указывает на то, что «у маленького края могут быть объективные причины, (…) в Риге все же административный аппарат достаточно большой, чтобы постараться реализовать эти проекты».

Кроме того, Немиро критиковал расходы на систему э-талонов:

«Если мы посмотрим на Rīgas Satiksme, которое, вероятно, является величайшим горе-ребенком, так 20 000 для Rīgas karte – фактически этот талончик стоит как 12 автобусов. Так до чего мы дожили?»

Немиро признал, что насчет суммы оговорился: хотел сказать, что на предприятие Rīgas karte тратятся 20 миллионов евро.

Последние годы Rīgas karte действительно каждый год получало чуть более 20 миллионов. Из них на содержание э-талона – больше, чем 17 миллионов. Опять же, Re:Check заинтересовали подсчеты политика относительно расходов на автобусы.

За последний год закупка одного автобуса обходилась Rīgas satiksme около 300 тысяч евро. Re:Check спросил у Немиро, сколько стоит один автобус? Он также сказал, что расходы на автобус – около 300 тысяч евро. «Я делю 20 миллионов на 300 тысяч, это — плюс-минус 13 автобусов». Переспросили, и Немиро вновь повторил, что за 20 миллионов евро можно купить 12-13 автобусов. Но это не правда. Во время разговора Re:Check подсчитал, что 12 автобусов, стоимостью в 300 тысяч евро каждый, вместе будут стоить 3,6 миллионов, а не 20 миллионов, как утверждал политик. На что Немиро ответил: «Не получается 20 миллионов, потому что в каком-то количестве нужны и сами карты (…) Я принимал во внимание то, что мы можем закупить еще дополнительно 12-13 автобусов и сохранить при этом какую-то систему контроля билетов».

Кандидат в мэры от KPV LV говорил также о расходах рижан на обслуживание домов.

«Почему дверь стоит 12 000, когда со всей установкой это могло бы обойтись в 1200. Значит, выставляется завышенная в 10 раз смета, вот они, где эти средства».

Re:Check не удалось найти в СМИ случай, о котором упомянул политик, поэтому спросили об этом у Немиро. Он ответил, что лично знает о таком. Подобное произошло с его родственниками, которые живут в Агенскалнсе. «Какой точный адрес? Это не моя собственность, поэтому не имею право сказать конкретно».

Новое Согласие и Янис Кузинс

Первый номер партии Новое Согласие – предприниматель Татьяна Каргина. Однако на Латвийском радио список представлял Янис Кузинс. Когда он объяснял, где найти средства на выполнение партийных обещаний, то указал на переплату за систему билетов Rīgas satiksme – э-талоны:

«30 миллионов мы тратим на э-талоны. Это деньги, которые идут в никуда».

Он преувеличил расходы на систему примерно на 13 миллионов – каждый год на э-талоны тратиться около 17 миллионов евро. При этом Кузинс прав в том, что издержки в несколько раз выше, чем в Вильнюсе и Таллинне. СМИ писали, что расходы на систему билетов Рижского общественного транспорта почти в 15 раз дороже.

В разговоре с Re:Check Кузинс указал на то, что информацию нашел в публично доступных источниках, однако не помнит, где именно. «Я это не с неба взял, я это взял из СМИ».

Также Кузинс сказал, что необходимо отменить Рижские взносы в фонд выравнивания самоуправлений:

«Надо отменить выплаты в фонд выравнивания, это не только на Ригу относится, но и на все крупные города. Потому что административно-территориальную реформу для того и сделали, чтобы края могли содержать себя сами».

Во-первых, самоуправление не может самостоятельно отменить взносы в фонд выравнивания финансов самоуправлений. Во-вторых, административно-территориальную реформу (АТР) создали, чтобы усилить возможности самоуправлений, но это не означает, что планируется исключить перераспределение финансирования между самоуправлениями. Закон об АТР предусматривает продолжение финансирования и после того, как реформа вступит в силу. Как указал ответственный министр, система будет реформирована.

Кузинс указывал на то, что говорил не только о Риге, а об отмене взносов крупных городов в целом. Он считает, что систему надо изменить сразу: «Не может так быть, как если бы мы шли вперед, но при этом еще что-то оставляем с древних времен». В свою очередь, по поводу возможности самоуправления отменить взносы в фонд выравнивания самоуправлений, он отметил, что это можно решить путем изменения закона: через Латвийский союз самоуправлений или Ассоциацию крупных городов, можно также обратиться в Суд Сатверсме.

В интервью Латвийскому радио Кузинс также отметил, что в разрешении кризиса Covid-19 «должно, наконец, принять участие» и Министерство обороны. Он говорил о преобразовании здания на улице Элизабетес 2, которое предназначено для концертного зала, в госпиталь:

«Мне кажется, что и Министерству обороны, наконец, нужно принять участие. Так как, что касается этой улицы Элизабетес 2, бывшего здании партии… Так мы предлагаем, чтобы Министерство обороны со своего бюджета профинансировало… чтобы обновило то, что было когда-то историческим… когда-то был, например, военный госпиталь. У Министерства обороны порядочно большой бюджет, чтобы понять, что и риски для здоровья – достаточно большая угроза государству».

В Риге когда-то был военный госпиталь, но не на улице Элизабетес 2, где раньше стояло здание Центрального комитета Коммунистической партии, и на месте которого правительство теперь решило построить акустический концертный зал. Кузинс сказал Re:Check, что упомянул здание на Элизабетес, так как считает, что там должен быть госпиталь или больница Министерства обороны. Там можно будет лечить военный персонал и в отдельных случаях жителей, с инфекционными заболеваниями. Однако сказанное Кузинсом лишено оснований: оборонный бюджет никак не связан с бюджетом Рижского самоуправления, между тем решение о строительстве концертного зала принимает правительство, а не Рижская дума.

Для развития/За!, Прогрессивные и Мартиньш Стакис

Кандидат в мэры от партийного объединения Для развития/За! и Прогрессивные Мартиньш Стакис высказал мнение, что необходимо поднять зарплаты в социальном секторе:

«У нас уже сейчас под домашней опекой живет 11 000 человек, и если во время кризиса Covid к ним приходило много волонтеров, то сейчас это – задача самоуправления, потому прежде всего следует быть готовым к этому. (..) Мы не можем не поднять зарплаты этому сектору».

Из сказанного Стакисом следует, что самоуправление не справляется с домашней опекой, потому были вовлечены волонтеры. В беседе с Re:Check он выразил схожее мнение: «Если эта услуга необходима в больших масштабах, как было во время кризиса Covid, то осуществить подобное можно было только при помощи волонтеров, по крайней мере волонтеры были готовы принять участие и помочь здесь». Однако самоуправлению, по словам политика, необходимо подготовиться к тому, чтобы предоставить данную услугу.

Стакис прав насчет количества людей, которые получают такую услугу, однако утверждение, что волонтеры делали работу самоуправления – спорное. Представитель Департамента благосостояния Рижской думы Лита Брице сказала Re:Check, что во время кризиса предоставление услуг ни на мгновение не прекращалось и не сокращалось. Опекуны продолжали посещать людей, как и прежде. Брице рассказала, что на данный момент на получение данной услуги также нет очередей. Услуга доступна тем, у кого существуют объективные трудности с тем, чтобы позаботиться о себе: по причине возраста или функциональных нарушений. Возможности человека оценивает специалист социальной службы.

Из 11 тысяч в прошлом году более, чем шесть тысяч человек получили уход на дому, но еще почти пять тысяч получили материальное пособие, чтобы уход могло обеспечить частное лицо, которое выберет сам клиент. Также более, чем 700 человек получили так называемую «кнопку безопасности» – услуга, которая обеспечивает круглосуточную связь и помощь тем, кто по причине возраста или функциональных нарушений может оказаться в беспомощном положении. Несколько сотен человек получили горячие обеды с доставкой и услуги проводника-ассистента.

В свою очередь, волонтеры при посредничестве Латвийского Красного Креста и Латвийского общества самаритян помогали с доставкой продуктов тем, кто из-за эпидемиологической ситуации самостоятельно не мог сходить в магазин. Самоуправление не имело прямого отношения к организации работы волонтеров.

Самоуправление также оплачивает услуги других учреждений, которые занимаются уходом. Брице рассказала, что у таких работников оклад действительно маленький и часто не превышает минимальной заработной платы. Самоуправление может исправить ситуацию тем, что будет покупать услугу по более высокой цене.

Стакис еще говорил о том, какая партия активнее всех пыталась добиться смены руководства в Риге. Он сказал:

«Я думаю, если бы тогда (выборы в Рижскую думу в 2017 году) партии пошли бы с большей уверенностью, а была только одна такая партия – это была партия Латвийское развитие, которая даже пошла с установкой «Свергнем Ушакова», – думаю, что у нас получилось бы».

Призыв к свержению власти бывшего мэра Нила Ушакова (Согласие) перед предыдущими выборами распространил политик Мартиньш Бондарс, который в то время был членом правления партии Латвийское объединение регионов (ЛОР). При этом партия на выборах стартовала вместе с Латвийским развитием. В разговоре с Re:Check Стакис признал, что «с моей стороны корректнее было бы сказать, [что] это был союз Латвийского развития вместе с Объединением регионов».

Так Латвийское развитие не была единственной партией, которая призывала сменить правящую коалицию в думе. В то время партии правящей коалиции, например, договорились не сотрудничать с Согласием, после выборов. Стакис сказал Re:Check, что у него было такое ощущение: «По крайней мере, у меня создалось впечатление, что на тот момент только у одного партийного союза (Латвийское развитие, ЛОР) было действительно серьезное намерение сделать это».

Читайте наши предыдущие статьи из данной серии, где анализируется, что говорили другие кандидаты на должность мэра:

Часть первая — Валерий Петров, из партии Альтернатива, Олег Буров — Честь служить Риге, а также Эйнарс Цилинскис, который представляет объединенный список Национального объединения и Латвийского объединения регионов.


Проект Re:Check софинансирует Фонд поддержки СМИ со средств государственного бюджета Латвии.


О проекте: Re:Check — это виртуальная лаборатория по проверке фактов и исследованию социальных сетей, работающая под эгидой Балтийского центра журналистских расследований Re:Baltica.


При оценивании проверенных фактов мы используем пять возможных оценок: Правда – утверждение соответствует правде, высказывание точное и фактологически доказуемое. Близко к правде — утверждение преимущественно правдиво, однако, допущены мелкие неточности. Полуправда — утверждение содержит как правдивую, так и лживую информацию, часть фактов замолчана. Скорее неправда — в утверждении лишь малая доля правды, однако не принимаются во внимание важные факты и/или контекст, поэтому высказывание либо вводит в заблуждение, либо вне контекста. Неправда — утверждение не соответствует правде, у него нет доказательств, автор высказывания врет или несознательно обманывает. Если какая-то новость или утверждение тебе кажется фактологически сомнительным, пришли нам: recheck@rebaltica.com.


НЕЗАВИСИМОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕЗАВИСИМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Если вам нравится наша работа, поддержать нас!
LV38RIKO0001060112712