Поддерживайте нашу работу и делитесь.

Неправда — утверждение не соответствует правде, у него нет доказательств, автор высказывания лжет или неосознанно вводит в заблуждение.

Латвийская конфедерация работодателей (LDDK) поддержала план Министерства благосостояния снизить размер и срок выплаты пособий по безработице. Гендиректор организации Лига Меньгелсоне защищала его 23 сентября в передаче Preses klubs телеканала TV24, назвав предложение «очень логичным и соответствующим ситуации». Однако каковы аргументы Меньгелсоне? Re:Check пришел к выводу — они ошибочны и не соответствуют правде.

Пособие — 100% от зарплаты?

Сейчас у социально застрахованных людей есть право получать пособие по безработице всего девять месяцев — оно разделено на три этапа по три месяца, и размер каждого следующего пособия меньше. «В первом — 100%, потом 75%, потом 50% от зарплаты», — сказала Меньгелсоне.

Упомянутое гендиректором LDDK процентуальное разделение правильное, однако утверждение о его размере ложно. Из сказанного ей выходит, что человек первые три месяца в статусе безработного получает ту же самую сумму, какой была его зарплата, но это не так.

Пособие по безработице подсчитывают, принимая во внимание официальный стаж работы. Если отработано 30 лет и более, пособие составляет 65% от средней зарплаты или того, что человек получает «на бумаге». Однако, если стаж работы составляет от одного до девяти лет, то размер пособия — всего 50%. Это означает, что людям с рабочим стажем до девяти лет и средней зарплатой «на бумаге» 600 евро (или 462 евро на руки и нет иждивенцев), в первые три месяца полагается пособие в размере всего 300 евро. В свою очередь в последние три — только 150 евро. Людям с 600 евро «на бумаге» и стажем свыше 30 лет — соответственно 390 евро в месяц в начале и 195 евро в конце.

Платили ли во время кризиса пособие год?

«В свою очередь, если страхование тянется уже ближе к году, и вспомним, что во время кризиса это был именно год, то получаются такие последствия, когда говорят — позвони мне через каких четыре месяца, может быть, я буду готов говорить. И нет интереса опять идти на рынок труда», — так, критикуя слишком долгий период выплаты пособия, сказала Меньгелсоне. Позднее в ходе передачи она также отметила, что перед кризисом срок выплаты пособия был шесть месяцев. Однако ни первое, ни второе число не соответствует правде — пособие никогда не платилось год и никогда шесть месяцев.

Как проинформировала Госслужба социального страхования, до конца 2007 года срок выплаты пособия составлял девять месяцев, столько же, сколько и сейчас. В начале 2008 года вступила в силу норма, которая в зависимости от рабочего стажа устанавливала различные периоды — 4,6 или 9 месяцев. Во время кризиса на полтора года всем восстановили девятимесячный период, постановив при этом, что в последние месяцы человек не может получать больше 45 латов в месяц. В свою очередь в 2013 году вступил в силу нынешний порядок о девяти месяцах для всех.

Когда изменения вступят в силу?

Также Меньгелсоне утверждала передаче, что предложение Минблага предусматривает снижение срока выплаты пособия не в будущем году, а позднее, в частности, только с 2021 года. По этой причине «поднимается лишняя пыль». Однако гендиректор LDDK не права, так как изменения действительно планируются уже в будущем году. Минблаг напомнил Re:Check, что это предложение поступило, когда искали деньги для предусмотренного в будущем году реализации плана минимального дохода и ничего в этом плане не изменилось. Как известно, в результате снижения пособия по безработице министерство в будущем году планирует получить в бюджет около 12 миллионов евро. Это примерно 10% от общего объема выплаченных в прошлом году пособий по безработице.

Социальное страхование для безработных — очень хорошее?

В конце концов, правда ли, что латвийская социальная система щедра по отношению к безработным? Меньгелсоне передаче указала, что «сейчас пособия по безработице платятся относительно очень долгое время», но позднее в том же контексте пособий добавила: «У нас хорошая система социального страхования, если платятся налоги».

Re:Check точного подтверждения этому утверждению не нашел. В опубликованных Еврокомиссией данных видно, что латвийский девятимесячный срок выплаты пособий по безработице — выше среднего. По показателю, который оценивает пособие как замену доходов, мы на среднем уровне в начале выплаты пособия, но значительно ниже — в конце. В то же время оценка обзора политики рынка труда Латвии, опубликованная ОЭСР этой весной, свидетельствует, что в Латвии уровень социальной помощи безработным низкий. «Доход целевых домохозяйств относительно среднего дохода в Латвии остается низким по сравнению с целевыми домохозяйствами в большинстве стран ОЭСР». Латвия на пособия по безработице тратит 0,5% от ВВП — этот показатель выше, чем в Литве, Польше и Эстонии, но как пишет ОЭСР, значительно ниже среднего показателя ОЭСР. В анализе ОСЭР не советуют снижать время выплаты пособий или их общий размер.

Как пояснила Меньгелсоне?

Гендиректор LDDK в разговоре с Re:Check не смогла указать на исследования или статистику, которые свидетельствовали бы, что у безработных, которые платили налоги, в Латвии очень хорошее социальное страхование. «Это дискуссионная передача. На самом деле, даже идя туда, не знаешь, о чем будешь говорить», — сказала она, поясняя остальное сказанное в передаче. Она также признала, что не является специалистом в этой сфере и, возможно, ошибается.

Вывод: Генеральный директор Латвийской конфедерации работодателей Меньгелсоне, комментируя изменения в подсчете пособий по безработице и порядке выплат, сделала ложные утверждения. Сказанное ей создало впечатление, что ситуация у безработных лучше, чем на самом деле, поэтому вводит в заблуждение.


О проекте: Re:Check — это виртуальная лаборатория по проверке фактов и исследованию социальных сетей, работающая под эгидой Балтийского центра журналистских расследований Re:Baltica.


НЕЗАВИСИМОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕЗАВИСИМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Если вам нравится наша работа, поддержать нас!
LV38RIKO0001060112712