Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email

Поддерживайте нашу работу и делитесь.

В конце прошлого лета Даугавпилсская городская дума объявила конкурс о размещении информационных материалов в городских СМИ, на что планируется выделить 90 000 евро. Закупка привлекает внимание как минимум по двум причинам.

Во-первых, всю информацию в ней требуется распространять только на русском языке, что Центр государственного языка признает нарушением закона. Во-вторых, она фактически подготовлена для двух конкретных и политически окрашенных СМИ — портал Gorod регулярно перепубликует кремлевкую пропаганду и рьяно восхваляет председателя думы Андрея Элксниньша («Согласие»), в свою очередь у телевидения Dautkom в почете его заместитель Янис Лачплесис (Латгальская партия).

Крупнейшая денежная сумма конкурса — до 45 000 евро — предусмотрена для интернет-портала. Ему нужно обеспечить, например, цикл еженедельных публикаций «Даугавпилс в течение недели», где в каждом было бы «пять текстовых новостей об актуальном за неделю с комментариями руководства самоуправления или без», инфографики, онлайн-тесты и баннеры. Информацию нужно публиковать и на странице в Facebook. Телевидение (до 35 000 евро) должно обеспечить еженедельную передачу с новостными сюжетами думы, а также прямые трансляции интервью с ее работниками. Печатной прессе предусмотрено меньше всего — только десять тысяч.

Почему дума все эти деньги хочет использовать для распространения информации по-русски? Сначала Re:Baltica спросила об этом руководителя отдела по общественным отношениям и маркетингу Наталью Быковскую. «Таким было решение», — сказала она. «У нас в городе очень много людей говорит как по-латышски, так и по-русски, и медийное пространство такое, какое есть». Быковская отмечает, что дума распространяет информацию и на латышском — отношения есть к примеру, с «государственными СМИ», в которых покупается реклама о мероприятии Muzikālā banka, городских праздников и тому подобное.

Информация думы свидетельствует, что в прошлом году самоуправление использовало услуги 16 СМИ на общую сумму примерно 90 000 евро — в них есть как постоянное сотрудничество, так и нерегулярная покупка рекламы и объявлений. И на латышском. Больше всего получило русскоговорящее радио Alise Plus (22,5 тысячи евро), за ним с неполными 17 тысячами следует Divu krastu radio, которое транслирует только на латышском. Его руководитель Андрей Токша говорит, что у радио есть постоянный договор с думой о передаче информации и он был продлен на этот год. Портал Gorod получил неполные 14 тысяч евро. Однако, например, выходящей как на латышском, так и на русском местной газете Latgales Laiks, в которой Даугавпилсской думе принадлежит четверть акций, перечислено всего 2146 евро. Как рассказала его член правления Ивета Валпетере, это деньги за публикацию соболезнований и других объявлений. Ничего другого от думы газета не получала. Latgales Laiks на латышском — единственное печатное издание Даугавпилса на государственном языке.

Мэр Даугавпилса Элксниньш не захотел пояснять, почему теперь конкурс объявлен только для русскоязычных СМИ. В телефонном разговоре он Re:Baltica отказал, так как находится в отпуске, и, «чтобы не вышло как раньше, когда из текста разговора вы ставите только то, что вам нравится». В смс-сообщениях Элксниньш скупо сказал то же самое, что и Быковская — услуги покупаются и у других. И он указал на медийную среду в Даугавпилсе: «Призываю вас создать СМИ на латышском языке в Даугавпилсе и в конце концов призвать NEPLP и LTV укреплять медийное пространство в городе присутствием большего общественного СМИ, что я делал многократно».

«Конкурс» для известных победителей

От местных СМИ или порталов, которые подготавливали бы информацию и распространяли ее в интернете, требуется значительная аудитория. В частности, минимум 50 тысяч уникальных пользователей из Даугавпилса в месяц, а также минимум 30 000 подписчиков на странице в социальной сети Facebook. Это условие может выполнить только Gorod. Он единственный и подал заявку на участие в конкурсе.

Только один возможный претендент и в категории ТВ — дума просит, чтобы услугу оказывало местное даугавпилсское телевидение, у которого в городе минимум 30 000 зрителей. Согласно информации самой думы, Dautkom — единственное городское телевидение, — оно единственное и подало предложение. В свою очередь распространение печатной информации предложено доверить издаваемой в Даугавпилсе газете на русском языке, которая выходит минимум раз в неделю и минимум в 15 000 экземплярах. Член правления Latgales Laiks Валпетере указала, что это нереальное требование — такого издания в городе нет. Соответственно, и в конкурсе ни одна газета не участвует.

Gorod — СМИ Элксниньша?

Gorod, который претендует на самую большую сумму, в Даугавпилсе в открытую называют порталом Элксниньша. О связи Gorod с нынешними мэром СМИ сообщали неоднократно. Например, в конце 2017 года Nekā personīga рассказывала, что джип тогда еще рядового депутата Элксниньша с нарушениями был припаркован у его редакции, а за два года до этого открылось, что он установил принадлежащую журналисту Gorod видеокамеру в помещениях думы.

Ранее СМИ сообщали, что связанная с порталом газета «Наш Город» (сейчас выходит только раз в месяц и распространяется бесплатно) принадлежит подруге матери Элксниньша. Сейчас владельцы другие и очевидной связи нет. Таковую отрицает и сам мэр, призвавший проверить информацию в Регистре предприятий.

Исполняющая обязанности редактора Gorod Илга Лиепниеце рассказала, что представление о портале как о СМИ Элксниньша сложились, так как в свое время портал раскрыл много информации о допущенных бывшим мэром и оппонентом Элксниньша Янисом Лачплесисом нарушениях: «В связи с этим у людей сразу позиция, что это портал второй стороны. Но это не так». Она также указала, что у СМИ может быть своя позиция, которая отражается в статьях.

Часть содержания — пропаганда Кремля

Если долгое время следить за содержанием Gorod, то видно, что ему близко видение Латвии как неудавшегося государства, разваливающейся Европы и Запада в целом. Излюбленные источники информации в распространении таких посланий — кремлевские пропагандистские СМИ. Gorod, бюджет которого образуют и муниципальные деньги, как правило, перепубликует, например, портал RuBaltic.ru, производство лжи которым и методы ее распространения Re:Baltica уже описывала ранее. Одна из статей RuBaltic.ru на портале Gorod пару лет назад — «архивными материалами бьет по «мифу об оккупации» стран Балтии». В свою очередь исторический рассказ в августе прошлого года сообщает: «От немцев к англичанам: как «независимая» Латвия сменила своего куратора». Слово «независимая» поставлено в кавычки, страны Балтии последовательно называются Прибалтикой.

Сейчас на первой странице Gorod постоянно видно интервью с Янисом Юркансом, в котором он рассказывает о русофобии, дискриминации русскоязычных и подготовке Латвии к нападению России. Интервью, у которого в Gorod заголовок «Юрканс: Все, что плохо для России, нам нравится», пришел из российского СМИ Росбалт, которым руководит жена бывшего депутата Госдумы РФ от коммунистической партии Виктора Черкесова. Gorod распространяет и новости подобного характера от латвийских порталов Press и BB, которые те, в свою очередь, берут из «Спутника».

Редактор Gorod Лиепниеце распространение кремлевской пропаганды отрицает и удивляется тому, что что-то позволяет думать, что у портала такая позиция: «Это не правда! Это нельзя назвать нашей редакционной политикой, точно нет. Мы за Латвию». Она допускает, что такие статьи могут быть «как-то случайно перепубликованы». Более того, за более старые статьи Лиепниеце не может утверждать, так как работает на портале совсем недавно.

В свою очередь мэр города Элксниньш после указания на прокремлевскую позицию ответил, что закон запрещает вмешиваться в деятельность средств массовой информации.

Приглашают тех, кто готов говорить

И телевидение Dautkom, которое сейчас работает под брендом LRT+ и транслирует как на латышском, так и на русском языке, сложно назвать нейтральным даугавпилсским СМИ. «У Dautkom, насколько я вижу, есть сотрудничество с господином Лачплесисом», — говорит бывший депутат Сейма из Регионального развития Латвии Юрис Вилюмс, который ведет одну из передач этого телевидения Top Latgale. В ней на каждую передачу приглашается гость, и среди политиков большое преимущество у членов Латгальской партии Лачплесиса. Вилюмс, рассказал, что с политиками всегда договаривались продюсеры, в свою очередь выбор других интервьюируемых был в большей части случаев на нем самом — обычно приглашал работников культуры. Сейчас частично и по этой причине он решил сотрудничество прекратить.

Уже бывшая директор по развитию LRT+ Инесе Шульжанок рассказала, что, звоня, например, в думу или другие муниципальные учреждения, можно было услышать ответ — «нам дана команда с вами не говорить». «Поэтому и приглашали тех, кто был готов говорить», — сказала Шульжанок. Ее из Риги отправили в Даугавпилс после того, как совладелица Dautkom Елена Панкевич приобрела неполную половину базируемой в Резекне части Латвийского регионального телевидения. Она купила ее у предприятия, принадлежащего Рудольфу Экису и Клавсу Калниньшу. Оба — промежуточные владельцы Rīga TV24. Сейчас часть передач LRT+, в том числе и та, которую ведет Вилумс, видна и на Rīga TV24.

Лачлесис после вопроса Re:Baltica, почему Dautkom считается его СМИ, начал смеяться — у него нет никакой возможности повлиять ни на одно СМИ. В свою очередь о конкурсе, в котором на деньги за публикации думы претендуют Dautkom и Gorod, он даже не проинформирован. «Я уверен, что точно будет закупка и с информацией на латышском языке», — сказал Лачплечис, во время которого для латышскоязычных СМИ было выделено пропорционально больше, чем сейчас. На вопрос, будет ли проведен такой конкурс, Элксниньш не ответил.


О проекте: Re:Check — это виртуальная лаборатория по проверке фактов и исследованию социальных сетей, работающая под эгидой Балтийского центра журналистских расследований Re:Baltica.


НЕЗАВИСИМОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕЗАВИСИМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Если вам нравится наша работа, поддержать нас!
LV38RIKO0001060112712

 

Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email

Поддерживайте нашу работу и делитесь.