Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email

Поддерживайте нашу работу и делитесь.

Портал общественных отношений рижского самоуправления riga.lv за последние четыре года выплатил по меньшей мере 400 000 евро из денег рижан «своим», то есть приближенным к Согласию лицам, свидетельствуют полученные центром Re:Baltica протоколы заседаний правления учреждения и списки зарплат.

riga.lv является учреждением, которому Дума каждый год выделяет несколько миллионов евро (в год выборов, когда центр Re:Baltica запросил информацию первый раз, затребованное финансирование составило 3 миллиона евро, что сравнимо с бюджетом самого большого частного новостного портала Delfi). Быстро росло число его работников и внештатных сотрудников, получающих авторские гонорары –– в 2015 году их было 16, а в прошлом – уже 28. Подозрения, что портал стал кормушкой для новой смены Согласия, существовали уже несколько лет, но riga.lv отказывалась предоставлять информацию, пока Re:Baltica не подала на портал в суд – и победила.

Предоставленные теперь данные свидетельствуют, что подозрения были обоснованными. Из 700 000 евро, которые за четыре года выплачены в зарплатах и гонорарах, по меньшей мере, 400 000 евро получили лица, имеющие очевидную связь с Согласием. Многие из них –– активисты молодежной организации партии, часть –– бывшие журналисты русскоязычных изданий. Кадровая политика партии довела до такого абсурда, что у портала общественных отношений есть свои собственные специалисты по общественным отношениям. К тому же платили и за статьи, которые, по сути, всего лишь подготовленные другими людьми пресс-релизы, и их только перепечатывали на портале.

На домашней странице самоуправления и на портале riga.lv размещены идентичные статьи, хотя на домашней странице самоуправления, в качестве автора указана работница отдела общественных отношений.

«Если вас интересует работа в riga.lv., вы тоже можете прислать CV», –– в ответе пишет специалист по общественным отношениям riga.lv Ангелина Кашперко, которая сама является одной их тех, кто якобы таким образом получил работу.

Председатель правления riga.lv Андрис Коношонок избегал интервью. Сначала сказал, что лучше поговорить с предыдущим главным редактором riga.lv Анитой Киселевой (Покровской). Когда это не удалось, он сам на телефонные звонки и и-мейлы больше не отвечал, а также был недосягаем и на рабочем месте.

Работники портала, у которых есть очевидная связь с Согласием или предыдущей коалицией Рижской думы:

    1. Ина Ошкая
    2. Ксения Загоровская
    3. Данута Дембовска
    4. Александр Шунин
    5. Анита Киселева (Покровская)
    6. Георгий Никитин
    7. Наурис Лукшевицс
    8. Анна Васильева
    9. Владислав Чернов
    10. Ангелина Кашперко
    11. Алексей Мехоношин
    12. Дмитрий Лычковский
    13. Ирена Полторак

Портала не достаточно

Но коалиции Рижской думы дорогого PR портала было не достаточно –– из средств учреждения щедро прикармливались также СМИ и фирмы, размещающие рекламу на улицах Риги.

Больше всего получило медиа-агентство Mediaservice – за издание печатной версии riga.lv. Такую модель учреждение выбрало после высказанных в 2014 году возражений Министерства среды и регионального развития о том, что бесплатные муниципальные издания искажают конкуренцию. Теперь вместе этого riga.lv устраивает тендеры, «чтобы привлечь частных коммерсантов, чтобы таким образом не было влияния на конкуренцию и хозяйственную деятельность частных СМИ», – объясняет riga.lv.

Правда, газета не является уникальным продуктом. В ней в основном можно найти те же статьи, что и в интернет-версии riga.lv. Ее как печатное приложение вкладывают в другие платные издания – Latvijas TV-programma, TaVa programma, ТВ-программа, Телепрограмма с дядей Мишей, а также с октября 2018 года в газету издательства Rīgas viļņi – Laimīgā programma.

B газете riga.lv (слева) и на портале riga.lv (справа) помещается одно и то же содержимое.

Владельцем издателя приложения – Mediaservice – является бывшая жена политика Согласия Андрея Козлова. О связи агентства с Согласием сообщалось неоднократно (например, здесь). К тому же riga.lv не единственный связанный с самоуправлением источник доходов агентства. Хотя задача газеты уже сама по себе – информировать о происходящем в самоуправлении, в том числе, и в муниципальных предприятиях, – Mediaservice еще отдельно получила дополнительные заказы от, например, находящихся в ведении города Рижского центрального рынка и Рижской 1-ой больницы.


***


Ина Ошкая

Источник: экранный снаряд из передачи LTV «De facto»

Главный редактор

Всего выплачено:

2016 год — 2110 евро
2017 год — 17 548 евро
2018 год — 20 991 евро

Ошкая надрывается на двух работах – она сотрудница фракции Согласия в Сейме и штатный журналист портала. В свое время работала в газете Час, обязанности редактора портала riga.lv начала исполнять только в этом году.


Ксения Загоровская

Источник: профиль на Facebook

Всего выплачено:

2015 год — 3000 евро
2016 год — 720 евро
2018 год — 5787 евро

Сестра Ошкаи, некогда редактор газеты Час. В riga.lv начала работать еще раньше, чем сестра, но тоже надрывается на двух связанных с Думой работах — в штате riga.lv состоит с 2016 года, а также в другом учреждении Риги – Рижском бюро по развитию туризма (РБРТ), на которое легла тень подозрений о фиктивных работниках и других коррупционных сделках. Там примерно половина сотрудников были политически приближенными лицами – Загоровская является одной из них. Тогда в телефонном разговоре она сказала, что находится в отпуске и обо всем сможет рассказать позже, но с тех пор на телефонные звонки больше не отвечает. Бывшая редактор газеты Час на выборах баллотировалась по списку некогда родственной Согласию партии ЗаПЧЕЛ и позже по списку За хорошую Латвию.


Данута Дембовска

Источник: профиль на Facebook

Заместитель главного редактора riga.lv

Всего выплачено:

2015 год — 9289 евро
2016 год — 17684 евро
2017 год — 14 808 евро
2018 год — 18 063 евро

Заместитель главного редактора портала Данута Дембовска является давней «согласницей» – раньше работала во фракции Согласия в Сейме как помощница Нила Ушакова, также она член правления связанного с Согласием общества 9.may.lv. Правда, более широкое общественное внимание она заслужила позже как руководитель негосударственной организации Комитет юмора. Этому «комитету» Дума в течение пяти лет выделила 102 000 евро, но как использовались эти деньги, не ясно.


Александр Шунин

Источник: профиль на Facebook

Авторский договор – стратегия внешней коммуникации.

Шунин является активистом Согласия, его основная работа в Отделе маркетинга и коммуникации находящегося в ведении самоуправления Рижского центрального рынка. В riga.lv он сравнительно недавно. Хотя в последнее время Шунин и стал главным публичным представителем riga.lv, первый раз в списках зарплат и гонораров он появился в прошлом году, тогда ему выплатили 1600 евро за стратегию внешней коммуникации.

Всего выплачено:
2018 год — 1600 евро


Анита Киселева (раньше – Покровская)

Источник: профиль на Facebook

Чтобы просмотреть изображение в увеличении, щелкните его!

Главный редактор портала с 2016 года до февраля 2019 года.

Киселева является руководителем молодежной организации Согласия young.lv и также была исполнительным редактором издаваемого организацией молодежного журнала. В журнале можно было прочитать, например, ответы на 16 вопросов мэру Ушакову.

Из протокола заседания правления riga.lv вытекает, что в конце 2015 года Киселева якобы прислала свое CV порталу riga.lv и с 2016 года принята на работу как редактор. Ее уход из портала riga.lv совпадает с окончанием ревизии Государственного контроля в этом учреждении. Является ли это причиной ухода – неизвестно, так как на приглашение Re:Baltica на интервью она не отозвалась. Председатель правления riga.lv. Коношонок, вызвавшийся стать посредником, чтобы договориться с ней об интервью, признал, что принудить ее к беседе невозможно, так как Киселева больше не является сотрудницей riga.lv. Позднее, правда, она кратко ответила на и-мейл, указав, что редакционной политикой всегда было принимать на работу людей, независимо от их пола, возраста, сексуальной ориентации, религиозной принадлежности или политических взглядов.

Всего выплачено::

2016 год — 22 338 евро
2017 год — 21 970 евро
2018 год — 26 340 евро


Георгий Никитин

На профиле Никитина в сети Facebook можно найти фото, которое некоторое время было и его профильным фото – человек в маске в бюро Согласия рядом с рекламным плакатом предвыборной кампании.

Авторский договор – исследование и разработка стратегии социальных сетей.

С февраля 2016 года до конца марта 2017 года работал в Отделе общественных отношений Рижской думы, получая за это 1200 — 1400 евро в месяц. В том году, когда Никитин начал работать в Думе, он также заключил авторский договор с riga.lv. Это позволяло к получаемой в Думе зарплате дополнительно зарабатывать еще примерно 500 евро в месяц. На просьбу объяснить свои обязанности отозвался сразу же: «Все, что вы видите в соцсетях. Визуальный образ, SMM Strategies, UI kit, SEO,это все разработал и создал я вместе с главным редактором и сейчас продолжаю все это поддерживать». На вопрос, как он получил работу в riga.lv, отвечает: «Послал CV и получил. Как люди находят работу?»

Всего выплачено:

2016 год — 5470 евро
2017 год — 6240 евро
2018 год — 6240 евро


Наурис Лукшевицс

Источник: профиль на Instagram

Переводчик

Наурис Лукшевицс является еще одним молодым человеком, который работу в портале riga.lv получил, просто послав CV. Потом надо было пройти проверку. «Мне надо было перевести несколько текстов, чтобы проверить мои способности, проверили, сколько времени мне необходимо, чтобы перевести конкретное количество слов, и т.п. Через некоторое время получил ответ, что проверочные задания я выполнил достаточно хорошо, чтобы меня приняли на работу», – объясняет Лукшeвицс. Он участвовал и в деятельности организации Young.lv, где вместе с главным редактором riga.lv Анитой Киселевой был исполнительным редактором молодежного журнала Young.lv. Журнал распространялся в школах.

Протоколы заседаний правления riga.lv свидетельствуют, что в 2016 году Анита Киселева предложила принять его на работу. Сам Лукшевицс отрицает, что сотрудничество с Анитой Киселевой повлияло на то, что он попал в riga.lv. «Связывать Young.lv, как место, откуда на работу затем принимаются «все свои», было бы очень некорректно, и это не соответствует действительности».

Всего выплачено:
2017 год — 13 712 евро
2018 год — 16 486 евро


Анна Васильева

Редактор визуального содержания

Анна Васильева – еще одна активистка Young.lv, работала вместе с бывшей редактором riga.lv. Вместе с Киселевой она в свое время делала остроумную интернет-передачу BabDrive («женщины говорят о машинах»), в 2015 году – Как-то так, в которой высмеивались все партии Сейма, кроме Согласия, а позже вела интернет-передачу Rīga Online. И Как-то так, и Rīga Online размещались на профиле Нила Ушакова в сети Facebook.

Всего выплачено:
2016 год — 1200 евро
2017 год — 17 267 евро
2018 год — 8000 евро


Владислав Чернов

Источник: профиль на Facebook

На профиле Чернова в Instagram можно найти фото-коллаж, как 4-го мая 2016 года он помогал Анне Васильевой и еще одному молодому активисту Согласия бывшему специалисту Думы по общественным отношениям Виктору Смирнову снимать передачу Riga Online, которая напрямую транслировалась на аккаунте Нила Ушакова в Facebook.

Видео-художник

Еще один активист молодежной организации «согласовцев» young.lv. В riga.lv – с 2016 года, вначале по авторскому договору как создатель видеосюжетов, а с 2018 года уже как штатный сотрудник – видео-художник с зарплатой примерно в 1000 евро в месяц.

Всего выплачено:
2016 год — 2580 евро
2017 год — 5510 евро 2018 год — 12569 евро


Ангелина Кашперко

Источник: профиль на Facebook

Специалист по общественным отношениям

Кашперко также утвердили на работе в riga.lv по предложению Аниты Киселевой, свидетельствуют протоколы. Еще до того, как Кашперко начала работать в riga.lv, обе были членами жюри журналистского конкурса в Пурвциемской средней школе – Киселева представляла муниципальный портал, а Кашперко – молодежный журнал. Предыдущий опыт Кашперко связан с работой в Rietumu banka, а в riga.lv она попала когда, по ее словам, в поисках новой работы послала CV нескольким разным возможным работодателям.

Ее обязанности как специалиста по общественным отношениям riga.lv – следить за информацией об учреждении в публичном пространстве, участвовать в планировании, разработке и актуализации содержания портала, идентифицировать и способствовать отражению актуальных для рижан тем на портале, координировать работу фото и видеооператоров, а также в рамках своей компетенции отвечать на вопросы жителей и на и-мейлы.

Всего выплачено:

2017 год — 8552 евро
2018 год — 15 896 евро


Алексей Мехоношин

Руководитель проектов информационных технологий

Мехоношин вместе с Александром Шуниным в свое время работал на русскоязычном телеканале TV5. Re:Baltica о нем писала в 2016 году, исследуя создателей порталов фейковых новостей, так как на принадлежащем Мехоношину сервере была зарегистрирована страница Mamikins.lv и несколько других.

Всего выплачено:

2016 год — 18 173 евро
2017 год — 16 905 евро
2018 год — 20 155 евро


Дмитрий Лычковский

Источник: журнал ПАТРОH

Лычковский является главным редактором журнала Патрон, продюсером службы новостей Первого балтийского канала, давний друг бывшего мэра Риги Нила Ушакова и брат помощницы Ушакова Ольги Портновой. Латвийское Телевидение сообщало, что Портнова, так же как и Лычковский, к тому же были и консультантами в Rīgas satiksme. Там за создание содержания размещаемой в общественном транспорте информации Лычковский получал даже до 28 000 евро в год.

В riga.lv в 2015 и 2016 году с ним был заключен авторский договор о подготовке информативных и аналитических материалов. По сравнению с Rīgas satiksmе, в riga.lv доходы Личковского были намного скромнее – 10 600 евро в год. Лычковский на попытки связаться с ним не откликнулся.

Всего выплачено:

2015 год — 10 600 евро
2016 год- 1060 евро


Ирена Полторак

Источник: профиль на Facebook

Так же как Лычковский, журналист Патрона Полторак в 2015 — 2016 году подрабатывала в riga.lv, а с 2016 года одновременно с Лычковским появилась среди консультантов Rīgas satiksme. В учреждении riga.lv у Лычковского и Полторак был идентичный заработок. У других сотрудников такого совпадения нет.

Всего выплачено:

2015 год — 10600 евро
2016 год — 1060 евро


НЕЗАВИСИМОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕЗАВИСИМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Если вам нравится наша работа, поддержать нас!
LV38RIKO0001060112712

Автор: Лиене Бариса-Сермуле (Re:Baltica)
Редактор: Санита Йемберга, Re:Baltica
Графика и техническая поддержка: Мадара Эйхе
Перевод на русский: Яра Сизова 

Share on Facebook
Facebook
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email

Поддерживайте нашу работу и делитесь.