Сайты фальшивых новостей в последнее время поделились информацией о сборе подписей о роспуске Сейма. Снимок Лоты Лармане.

За псевдо-информационными порталами в латвийском фейсбуке не  стоят политические партии или Кремль: по крайней мере пока.

В один прохладный ноябрьский день, когда приятнее посидеть в Интернете, а не на свежем воздухе, Айвис Плотиньш создал опрос в фейсбуке (FB)  с вопросом, нужно ли распустить латвийский парламент.

Айвис из того поколения, чей мир сформирован Всемирной Паутиной. Не усидчив. Ровесники в соцсетях – главные советчики. YouTube. Алгоритмы, которые отражают его собственные взгляды. И фальшивые новости.

Cам себя молодой человек описывает как «весёлый 19-летний парень из Огре», города в 30 километрах от Риги.  В свое время, он обрел 15 минут славы, когда его шутку о том, как неженатому мужчине правильно варить пельмени, «подхватили» главные информационные порталы.

Опрос о роспуске Сейма разошелся по Интернету молниеносно.

«150 000 уникальных просмотров. Может стать новым латвийским рекордом!» —  радуется Айвис в переписке с Re:Baltica.

Приглашение голосовать “распустить парламент? Да/Нет”. Снимок Лоты Лармане.

Один из подписчиков в комментариях к опросу приложил ссылку на новость, что малоизвестная организация “Власть Народу Латвии!” проводит вторую попытку собрать подписи для проведения соответствующего референдума. Первая попытка год назад провалилась — собрали только 514 подписей.

В традиционных СМИ эта новость проскользнула маргинально. Если бы организация смогла бы собрать необходимые 155 тысяч подписей и большинство бы проголосовало за роспуск парламента, досрочные выборы были бы проведены всего за несколько месяцев до назначенных в октябре 2018 года.

Тем не менее пользователей фейсбука могло создаться впечатление, что досрочные выборы могут состояться уже завтра. Страницы FB, где интерес к политике ограничивался видео депутата Сейма — популиста Артуса Кайминьша, пестрели новостью о сборе подписей за роспуск парламента. Новости сопровождались учебными видео как подписаться.

За несколько дней информация о сборе подписей разошлась по Фейсбуку, достигнув 600 000 пользователей. Снимок Лоты Лармане.

Актер по профессии, Кайминьш недавно создал новую политическую партию “Кому принадлежит государство”. До того, как он был избран в парламент, Кайминьш вел передачу на радио и YouTube, в которой он задавал провокационные вопросы политикам. Он заработал себе достаточно дурной славы чтобы избраться в Сейм от Латвийское Объединение Регионов. В декабре 2015 года он вышел из партии из-за несогласия с руководством.

Когда у государственного портала latvija.lv снова начались технические неполадки, в FB родилась новая теория заговора — политики хотят предотвратить досрочные выборы.

По подсчетам Re:Baltica информация о сборе подписей распустить Сейм появлялась на различных FB страничках, у которых было всего более 600 000 подписчиков, что в три раза больше, чем число зрителей самой популярной телевизионной передачи на латвийском ТВ.

История этого опроса объясняет, как и почему так получается. Айвис никак не связан с политическими партиями. Денег он с FB тоже не зарабатывает. Его привлекает мгновенный результат. «Актуальнейшая на сегодня тема – роспуск Сейма», – говорит он. Чувствовал, что люди на нее клюнут. Сам же распускать Сейм не хочет, потому что у власти все равно останутся те же самые.

«Мне было грустно смотреть, как друзья, у которых еще не сформировались политические взгляды, на мой опрос реагировали — ДА, Сейм необходимо распустить», – говорит молодой человек.

Опрос о роспуске Сейма Айвис разместил на страничке Best Vines Latvia в FB, где его подхватила сеть страниц наполненных гороскопами, советами о диетах и фотками автомобилей. Все они в конце концов вели на сайт Zeltene.lv.

Смысл и бизнес-модель представителей таких сетей проста — привлекать подписчиков из разных FB сообществ в интернет-пространства, где число посетителей позволяет зарабатывать на рекламе FB, Google AdSense и др.

Как правило, контактов редакции на таких страницах не найти. Работников классических СМИ — журналистов и редакторов – у этих сайтов нет. Но — по крайнеи мере пока —  за ними не стоят ни деньги Кремля, ни какая-либо из партий. Их владельцы: 20-30-летние «цифровые кочевники», у которых нет за спиной политического прошлого. Они не пытаются зомбировать аудиторию или вызвать гнев общественности. Эти сайты создаются начинающими предпринимателями с разными интересами как бизнес-проекты, которые анализирует, что людям понравится и что в итоге будет приносить деньги.

Как работает такой бизнес

«Самая большая ошибка мужчины – это позволить другому мужчине рассмешить свою жену»,  — такой записью на страничке FB Zeltene.lv за три часа поделились почти 60 пользователей. 70 нажали «лайк». Всего у портала Zeltene.lv 16 000 подписчиков. Традиционный информационный портал был бы рад увидеть такую статистику.

Владелец сайта zeltene.lv говорит, что читателям качество не интересно. Снимок Лоты Лармане.

Владелец страницы Оскарс Прикулис, который раньше работал журналистом на бизнес-газете “Dienas Bizness” и помощником депутатов парламента. Ему пренадлежит примерно 40 страничек на фейсбуке и 50 профилей в латвийской соцсети Draugiem.lv и в Твиттере. У них одна цель —  вести трафик на 7 страничек, которыми владеет Прикулис и которые пишут об отношениях, здоровье и гороскопах, которые «не поверите, но пишет профессиональный астролог», рассказывает Прикулис.

За месяц его порталы посещают примерно 1,5 млн пользователей. Между тем, Zeltene.lv является одним из популярнейших — 300 000 уникальных просмотров в месяц, что приносит 1500 евро, рассказывает он. Расходы достаточно низкие, ведь основное содержание — это переводы с зарубежных порталов.

По словам Прикулиса, в интернет-бизнесе качество содержания не так важно. В начале он пытался публиковать качественные статьи, написанные профессионалами. Аудитория из них уходила.

Он заверяет, что алгоритм фейсбука работает так, что из всех подписчиков странички только 6 % увидят ту или иную запись в своей ленте. Если после 2-3 раз подписчик не нажмет «понравилось» или «поделиться», то новости из этого сообщества он получать  перестанет. Поэтому он решил создать в интернете больше FB страничек, и наполнять их контентом, который понравится среднему пользователю сети — афоризмы, фотографии животных, гороскопы.

Новость о сборе подписей – это единственная политическая запись в сетях, связанных с ним. Он его разместил, чтобы посмотреть, как работает  Facebook Live.

Вывод он сделал такой: можно заработать не только на гороскопах, но и на негативных политических новостях. В день опроса к его страничке в FB добавились примерно 1000 новых подписчиков.

Реклама, на которой зарабатывает zeltene.lv.. Снимок Лоты Лармане.

«Мы так часто слышим, что общество уже устало от негатива и желтой прессы, тем не менее, я сам убедился, сколько людей читает такой контент,» — заключает Прикулис.

Runabildes.lv

Одна из самых популярных в Латвии страница в FB – Runabildes.lv –  блог, содержание, которого в основном создают присланные читателями видео. У страницы в FB почти 128 000 подписчиков.

«Основной редакционный критерий заключается в том, чтобы публиковать новости, которые, вероятнее всего, привлекут множество просмотров, потому что именно это обеспечивает доход от рекламы», — отвечает в электронном письме создатель страницы Артурс Лаукманис. Встретиться для интервью молодой человек отказался. Согласно его профилю в LinkedIn, ранее он был менеджером фармацевтической группы, сейчас работает специалистом в области IT.

В день, когда была опубликована новость о возможном роспуске Сейма, на странице FB ею поделились 1224 человека. Она получила более 380 комментариев, многие из которых были агрессивными.

«Привязать к столбу позора, чтобы каждый мог плюнуть в их воровские лица. Даже застреленные они все равно не поймут, что нам сделали», — пишет пользователь FB Карлис Пакалниньш.

«Я читал, что у Гитлера был хороший способ [с ними бороться], можем использовать… ну, тот, когда в затылок и в яму», — дополняет Артур Орба Канепс.

Новость о возможном роспуске Сейма является одной из популярнейших на этой неделе. Популярно также интервью предпринимателя Линды Лиепини о депутатах под названием «Вы ДЕБИЛ?», которое подготовил сайт псевдо-новостей Ritakafija.lv.

Также популярным является видео под названием «Эмоциональные мысли латыша о том, что происходит в Латвии, или Извини, Латвия, мы так не хотели». На нем лысый молодой человек на зимнем заднем плане разглагольствует об украденном государстве. Ролик набрал более 27 тысяч просмотров на runabildes.lv. В Youtube за неделю посмотрели 154 220 человек: огромный успех для молодого ютубера, который обычно набирает 5 тысяч за разную ерунду.

Лаукманис объясняет – решение, что опубликовать это видео, принимали администраторы сайта. Их меньше пяти, ни у одного из них нет журналистского образования. «Мы стараемся намеренно не распространять пропагандистские новости и по возможности пытаемся их отфильтровывать. Нас также не финансирует ни одна из политических сил – на самом деле никто даже не проявлял такого интереса». Команда обдумывает возможность продать Runabildes.lv, так как это бизнес-проект.

Это вовсе не означает, что политиков там совсем нет. Видео с депутатом Кайминьшем много, потому что его видео всегда популярны.

Ritakafija.lv

Владельцы ресурса два молодых бизнесмена — Клавс Ашманис и Уламс Мазулис — согласились встретиться с Re:Baltica в офисе который располагается в одних из квартир в рижском квартале арт-деко.  В отличие от остальных, этот сайт зарегистрирован как средство массовой информации и редактор сайта работал в СМИ.

Словоохотливый Ашманис (26) – самоуверенный парень в пиджаке цвета индиго с платком в нагрудном кармане. Парни познакомились во время учебы в вузе, в период кризиса 2009 года. Начали создавать предприятия – продавали домашние страницы, сайт Kuponiem.lv, основали кастинговое агентство. На создание СМИ вдохновил успех развлекательного блога Fenikssfun и личный опыт, купив однажды рекламную статью в TVNET и Delfi.

«Удивило то, что всего было только 400 просмотров. Мне казалось, что мы выкинули деньги на ветер», — говорит Ашманис. «Тогда и придумали: давай, может, создадим большое СМИ».

Начали создавать страницы в FB – сначала одну, затем стали разделять аудитории. Диеты для женщин, афоризмы для женщин, «Пятая передача» (Gāze grīdā) для мужчин. Сначала хотели публиковать положительные новости, но «в Латвии, к сожалению, у положительных новостей всего 10-15 просмотров. Все ноют, [что много негатива], но когда человека настигает положительное, ему хочется меньше «делиться». Если он зол и обеспокоен чем-то, тогда прочитает и еще напишет комментарий».

На данный момент у их семи-восьми страниц в общей сложности 60-70 тысяч подписчиков. К сборнику афоризмов без дополнительного приглашения присоединяются около 1000 человек в неделю. Сайт сотрудничает с бесплатным телеканалом Rīga TV24, на котором у ребят по выходным выходит передача.

Если не считать новости о роспуске Сейма, на Ritakafija.lv из политиков обычно можно видеть только Кайминьша. Создатели поясняют – люди его партии самые доступные. «Я даже не знаю, как добраться до Ушакова», — говорит Клавс о мэре Риги, который часто пользуется социальной сетью.

На вопрос о кампании по роспуску Сейма, он отвечает, что опубликованные на сайте новости не были неправдивыми. За подлинность новостей, по его мнению, должны отвечать их создатели – задача Ritakafija.lv как СМИ, лишь донести новость до читателя, «пускай общество оценивает».

Vip klubs

Сообщения о фабриках фальшивых новостей, загрязняющих интернет непроверенной или вымышленной информацией начались незадолго после агрессии России против Украины, которую сопровождала оглушительная пропагандистская кампания.

С новой силой сообщения возобновились после выборов Дональда Трампа в президенты США, когда оказалось, что на фальшивые новости люди в FB реагировали активнее, чем на публикации СМИ. Око 140 сайтов в поддержку Трампа были созданы группой молодых людей из маленького города в Македонии. Их целью не стояло избрание Трампа, а просто подзаработать.

В опубликованном в ноябре исследовании Стенфордского Университета, в рамках которого было опрошено почти 7800 школьников, обнаружилось, что 82% не смогли отличить настоящую новость от рекламной статьи. Многие оценивали достоверность новости по тому, насколько подробна информация и сопровождает ли ее большая фотография.

Нередко такие сайты называют fake news или «фальшивыми новостями», хотя в Латвии, если подходить строго, они не публикуют очевидную ложь. Однако, на этих сайтах часто не хватает редакционного подхода – проверки правдивости фактов, оценки важности новости, контекста. Их содержание создает впечатление, что все плохо, и вот вам шутки, чтобы отвлечься. В ходе расследования Re:Baltica исключением стала страница в FB Vip klubs – сборник мыслей, связанный также с сайтом  montana.lv.

Одна из последних новостей, появившихся во время написания этой статьи сообщает: «90% депутатов считают, что минимальная зарплата и пенсии слишком большие для Латвии? ПОЗОР!» Чтобы прочитать новость, ссылка ведет на страницу Vip klubs, где сначала нужно стать подписчиком страницы в FB и тогда уже можно прочесть пару предложений, что «ходят разговоры» об уменьшении минимальной зарплаты.

Короче говоря, эта новость – ложь. Владелец страницы Райвис Распопов не видит в ней ничего плохого.

«Не знаю, ложь или нет, сотрудник, видимо, где-то читал или кто-то говорил, и на этом основании была создана статья. Чисто как слухи», — поясняет он. «Портал является развлекательным сайтом, чтобы отвлечься от будней. Не надо все принимать серьёзно».

Судя по 73 комментариям к статье и 2500 пересылкам, не похоже, что читатели «шутку» поняли. Для них она стала очередной составляющей в будничном коктейле «все плохо».

Распопов рассказывает, что у его интернет-страницы около 200 000 уникальных пользователей в месяц, что означает хорошую прибыль. Сколько – не хочет афишировать. «Мой человек, который размещает статьи, умеет взять народ. Благодаря чему, страница растет с каждым днем».

Nozagts.com / ukradeno.nozagts.com

Еще больше подписчиков у сети, которая ведет на сайт Nozagts.com или его русскоязычную версию Ukradeno.nozagts.com. Причина проста – новые владельцы переняли популярнейшую латвийскую сеть FB TomaJoki и ее 150 000 подписчиков.

Nozagts.com был зарегистрирован в октябре 2016 года. На странице в основном публикуются политические новости – о роспуске Сейма, об олигархах и нецелесообразной трате государственных средств. Вкратце: все плохо и будет еще хуже. Этот отличается тем, что у создателей была связь с дружественными к Кремлю партиями и симпатизирующими им СМИ. Ядро ресурса – журналисты, ранее работавшие на закрытом русском канале ТВ5 и на портале Vesti.lv, латвийской газетой на русском языке..

Личность регистраторов страницы пытались скрыть, но цифровые пути сразу привели к Ивану Стальному – молодому человеку, который ранее был известен как Эдгар Залитис. Он сменил имя после реформ русских школ 2004 года и активно подключился к акциям в их защиту. Стальной руководил молодежной организацией партии социалистов Альфреда Рубикса, рассказал Re:Baltica политик (LKS) и активист штаба защиты русских школ Мирослав Митрофанов.

Блогер Янис Полис выяснил, что Стальной работал маклером по недвижимости в фирме Century21 BaltWest, которой руководил гражданин России Валерий Энгельс, историк со связями с некоммерческими организациями финансируемые Кремлем.

После политики Стальной оказался в СМИ – он был директором специальных проектов на ТВ5. Тогда на телеканале работал ведущий Андрей Мамыкин (ныне депутат Европарламента от Согласия), а передачи для рекламы закупала управляемая Нилом Ушаковым рижская дума. Директор канала Михаил Шейтельман в свое время уволил популярного ведущего передач Олега Игнатьева и главного редактора Влада Андреева. Сами уволенные открыто связывали произошедшее с давлением со стороны Ушакова – необходимостью избавиться от критиков.

В течение последних лет Стальной работал консультантом Vesti.lv по вопросам популяризации содержания в интернете, подтверждает главный редактор Андрей Шведов. Главный редактор сайта Владислав Ужулис на данный момент является главным редактором Nozagts.com.

«Ушел месяца два назад. Был таинственен, говорил о новом ресурсе и о том, что будут больше платить», — рассказывает Шведов. «В амбициях возможно создание нечто похожего на Pietiek.com по-русски. Вопрос – есть ли способности?»

Ужулис потребовал вопросы в письменном виде, но, в конце концов, отказался давать интервью. Стальной исчез – когда с ним созвонились на прошлой неделе, говорил, что  уехал и обещал встретиться по возвращении в Ригу, однако разговор не состоялся.

Сайт зарегистрирован на сервере Barsmedia, принадлежащем бывшему сотруднику ТВ5 – видеоинженеру и специалисту по ИТ Алексею Мехоношину. На этом же сервере зарегистрирован также Mamikins.lv и несколько других сайтов. Например, в октябре 2013 года был также зарегистрирован ресурс с красноречивым названием ForPutin.com, который, правда, дальше титульной страницы не развился.

Мамыкин от комментариев отказался. Мехоношин рассказал Re:Baltica, что зарегистрированные на его сервере порталы не связаны друг с другом. ForPutin.com создали только «ради забавы» (после интервью портал закрыли).

Еще до начала этой недели на Nozagts.com не было информации о редакции, oднако новостной блок и реклама сайта находились на новостном портале Delfi, позиционируя как серьезное респектабельное СМИ.

«Я лично знаком с Иваном, мы сотрудничали уже полтора – два года, когда у нас был виджет Vesti.lv. Когда он заговорил о новом проекте, я решил – почему бы не продолжить. Я ему доверяю», — поясняет председатель правления Delfi Константин Кузиков.

Теперь, когда в интернете начался скандал с возможным финансированием из России, Delfi приостановит сотрудничество, пока полиция безопасности не прояснит ситуацию.

«Не могу сказать, нравиться мне содержание или нет – это далеко не стиль Delfi и, конечно же, является популизмом. Но я не вижу, чтобы там была прокремлевская или проамериканская позиция, не могу сказать, что вижу агитацию: выйдем на улицы и Путин наш президент», — говорит Кузиков.

После вопросов Re:Baltica на сайте появились имена редакторов и издателя «Sheitelman and Partners Ltd». По данным Lursoft, предприятие принадлежит Шейтельману и еще одной бывшей сотруднице ТВ5 – Светлане Пунте и Юлие Зайцеве. Шейтельман, телефон которого был выключен когда мы пытались дозвониться, оставил в ФБ сообщение, что якобы начнет строить новую медиа — империю в интернете и для этого купил Ukradeno.nozagts.com. За этим последует телеканал.

Nozagts.com создан на базе страницы шуток Tomajoki. В свое время создал парень из рижского микрорайона – Том Литовниекс, которого три года назад полиция задержала по подозрению в неразрешенном распространении файлов на созданном им сайте Torrenti.lv.

С Литовниексом Re:Baltica связалась посредством ФБ, потому что он сейчас в Эквадоре изучает испанский язык. Литовниекс пишет, что отдал Toma joki владельцам Nozagts.com бесплатно – при условии, что ему будут платить зарплату на уровне прежней зарплаты в Toma joki, как только портал начнет зарабатывать на рекламе. Истинные интересы этих людей не кажутся ему подозрительными, потому что Nozagts.com рекламирует и новостной портал Delfi.

«Ты думаешь, что Delfi недостаточно проницательны, чтобы не узнать, что кому принадлежит? Или ты думаешь, что они поддержали бы плохих людей?», – риторически в переписке спросил Литовниекс. Но, если бы оказалось, что портал действительно используют в целях, направленных против латвийского государства, Литовниекс обещает: «Я его создал, я же могу их и потопить».

 

Re:Baltica благодарит автора Bellingcat Лоуренса Александра (Lawrence Alexander) за помощь в изучении цифрового пути латвийских фальшивых новостных порталов в ФБ.

Текст: Инга Сприньге и Санита Йемберга
Редактор: Алексей Тапиньш
Перевод: rus.tvnet.lv
Иллюстрации: Лоте Лармане