Празднование Дня Победы в рижском парке 9 мая 2015 года. Источник: Mistrus Media/Re:Baltica

В отличие от советской пропаганды, направленной в основном на сторонников идей социализма и коммунизма, машина пропаганды Путина ориентирована на людей разных и часто противоположных взглядов.

Во время работы над документальным фильмом о российской пропаганде, я наткнулась на латышский сайт “Информационная агентура”. Этот информационный ресурс обещал новости, аналитику и переводы. Фамилии сотрудников и адрес редакции на сайте указаны не были. Длинные статьи этого сайта в основном были переведены с русского, потому что — по словам его создателей — этот язык им более близок, да и статьи качественнее.

Первые материалы появились в ноябре 2011 года. Счетчик посетителей показывал 430. В 30 редакционных тезисах опубликованных под заголовком “филосовско-политические взгляды” можно было найти традиционный социально-консервативный коктейль – семья как основа общества, антиглобализм, воинственный антиамериканизм, теории заговора о том, что геи правят миром и прочее. Далее следовали тезисы о “борьбе против руссофобии и антисоветчины как главных причин латышской деградации”, “реалистичное позитивное восприятие советской Латвии”, и “неосталинизм и разбор лжи о Сталине и его эпохи.”

Я начала читать более свежие материалы.

Узнала о том, что международный банк основанный странами БРИКС “теоретически может угрожать всемирной гегемонии США”. Когда в России сгорел торговый центр, спасатели и государство там сработали эффективнее по сравнению с латвийскими коллегами, когда подобная трагедия произошла в Риге. Все в России происходит правильно и быстро. Это и объясняет, почему все так ненавидят Россию.

Мне особенно понравилась статья, которую якобы написал некий донбасский украинец с тремя высшими образованиями, и которая была перепечатана с портала “новороссийского информагентства” novorus.info. Автор сетовал, что ему стыдно быть украинцем, потому что Украина — страна, которая не умеет себя защитить. Она предала крымских украинцев, достижений на международных соревнованиях у нее нет, медицина умеет только вылечить понос, изжогу, плоскостопие и другие болезни, да и гимн у нее “ужасный”.

Я случайно наткнулась на путинскую Россию. Только на латышском. Любопытства ради, мне захотелось узнать кто стоит за этим сайтом.

Без особых трудностей я нашла человека по имени Иварс Прусис. Возрастом 30-40 лет. Получил степень бакалавра. Последние 16 лет он проработал в “Латтелеком”, телекоммуникационной компании, часть которой принадлежит латвийскому государству.

Photo: imhoclub.lv For the last 16 years, he had worked at the Latvia’s largest telecommunication company Lattelecom

В интернете он оставил много следов. На видеохостинге youtube можно найти видео, на котором он на экономической конференции высказывает свое видение о социализме как единственном спасителе человечества. О специфической ориентации Прусиса свидетельствовал список переведенной им литературы:  «Искусство войны» Сунь Цзы и Зеленая Книга ливийского диктатора Муаммара Каддафи.

Прусис – плодовитый писатель и свои сочинения публикует в интернете, часто на сайте IMHOclub.lv, где можно познакомиться с мыслями более радикально настроенных латвийцев.

“И с чего мне вдруг за это государство кровь проливать, если оно меня своим не считает? Пусть само теперь и защищается. Придут в Латвию «вежливые зеленые человечки» — я запасусь попкорном и буду поглядывать за развитием событий из окошка. А возможно, и помогу этим «человечкам», если договоримся. Меня 25 лет тут «оккупантом» называют — так почему бы не оправдать это высокое звание?” – пишет в статье редактор сайта бывший главный редактор деловой газеты “Бизнес & Балтия” Юрий Алексеев.

Разговор с Прусисом закончился так и не начавшись.

Во-первых, он сказал, что я представляю организацию спонсором которой является Госдепартамент США (Re:Baltica в первый год существования в 2011 году получила американский грант).

Во-вторых, латвийские журналисты “в большинстве – нечестные, тенденциозные, мелочные, ограниченные и вводят людей в заблуждение” – написал Прусис в ответ на мое электронное письмо.

Мне не известно является ли Прусис одним из оплаченных кремлевских троллей. С таким же успехом можно подумать, что он говорит и пишет о том, в что действительно верит.

Мне также не известно, когда и почему его мировоззрение сложилось таким каким оно сложилось. Он мне вспомнился только потому, что его сайт иллюстрирует почти все, что за год журналистского расследования мне удалось понять о пропаганде путинской России.

В отличие от советской пропаганды, направленной в основном на сторонников идей социализма и коммунизма, машина пропаганды Путина ориентирована на людей разных и часто противоположных взглядов. Она представляет мировоззрение, которое, с одной стороны, одновременно близко к ультралевой греческой партии Сириза, министр иностранных дел который вел переписку с идеологом Новороссии Александром Дугиным. С другой –  оно также близко к ультраправому “Национальному Фронту” Франции, который занял денег на избирательную кампанию в банке, близким к российским спецслужбам.

В отличии от популярного мнения, что “пропаганда — это телевизор”, на самом деле путинский агитпроп намного изящнее. Действительно, телевидение — это ядерное оружие пропаганды, и в данном случае российское телевидение  – профессиональное, качественное, интересное; новости преподаются как голливудские фильмы примерно с такой же степенью правдоподобности.

Пропаганда состоит из десятков параллельных каналов. Это книги, социальные сети, псевдо-негосударственные организации, политики, лже-институты, дома Москвы в европейских столицах. Они все являются рядовыми российской информационной войны с одинаковыми задачами.

Перед ними стоят задачи создания и распространения слухов независимо от того насколько они правдоподобны. Например, что самолет малайзийских авиалиний MH17 с 283 пассажирами на борту был сбит из-за ошибки. Настоящей целью, мол, являлся самолет Путина. Или это вовсе не был самолет рейса MH17, а исчезнувший самолет, который был напичкан мертвыми телами еще до взрыва и он был сбит украинскими воздушными силами.  Цель – тиражировать различные противоречивые версии о случившимся в различных форматах.

Если нужно переделать украинцев в фашистов, то нужно также это делать и в книгах, и по телевидению, и в выступлениях на международных форумах. Троллить в интернете как в России, так и за рубежом, тем самым пресекая любую возможность здравой дискуссии. Использовать ключевые слова в комментариях таким образом, что новость появилась бы в поисковиках даже тогда, когда само событие уже давно кануло в историю.

Цель этой информационной войны – затуманить информационное поле. В тумане трудно ориентироваться. И оказывается, чтобы это сделать особо стараться не нужно. Необходимо только правильно воспользоваться слабыми местами Запада – верой в верховенство закона и в то, что при противоположных мнениях, правда находится где-то посередине. Однако, невидимая армия Путина воюет без правил.

Тренировка в Грузии

У путинской пропаганды не существует дня рождения. Не существует и “злого гения”, который создал бы все ее элементы. Скорее всего один успешный прием приводил к другому, вдохновленному уже забытыми методами советских спецслужб только теперь с использованием современных технологий.

“Грузинская война для мирового сообщества было открытием, потому что впервые после распада СССР, Россия использовала армию для военных действий за пределами своей территории. Но я бы не сказал, что это было началом. Началом стал тот момент, когда Путин получил власть,” прошлым летом сидя в парке у восстановленной усадьбы балтийских немцев недалеко от Таллина мне рассказал Эрик Нил Кросс.

Eerik — Niiles Kross, former Estonian diplomat and the head of secret service. PHOTO: Re:Baltica/Mistrus Media

В 2007 году он приехал в Грузию чтобы помочь стране встать на путь вступления в НАТО, но неожиданно для себя он стал участником информационной войны и советником президента Михаила Саакашвили по вопросам коммуникаций.

“Первым серьезным документом подписанным Путиным была новая оборонная концепция Российской Федерации, которую можно прочитать как план действия. Этот документ описал большую часть того, что бы видим в Украине. Россия должна стать центром влияния, мировым игроком. Россия не принимает однополярный мир, в котором доминирует США. Россия хочет видеть многополярный мир, где одним из центром влияния является сама Россия.”

Кроссу была дана задача – обеспечить Саакашвили как можно больше эфирного времени на западных телеканалах. Кросс немного похож на героев книг своего отца — эстонского писателя Яна Кросса. Он был дипломатом и директором эстонской разведки. В 2003 году Кросс стал консультантом временного иракского правительства по вопросам обороны и разведывательной службы.

В 2013 году, за пару дней до местных выборов, на которых он баллотировался, Интерпол выдал орден на его арест по запросу из России. Москва заявляла, что Кросс организовал похищение корабля “Arctic Sea” в Балтийском море. Эстония этот орден опротестовала.

Кросс участвовал в комиссии, которая приняла решение перенести “Бронзового Солдата”, памятник символизирующий победу СССР во Второй Мировой войне, из центра эстонской столицы на военное кладбище. Решение в 2007 году вызвало не только самые большие про-российские беспорядки в Эстонии за 16 лет восстановленной независимости, но и массовую кибер-атаку на важные государственные ресурсы. Кросс является персоной нон грата в России.

“Грузия была логической частью плана. В мире, как на него смотрят из стен Кремля, России действительно угрожают враждебные силы. Россия окружена загнивающим Западом, геями, нацистами, европейцами, которые хотят унизить Россию. Это должно было закончится. И в 2008 году саммит глав стран НАТО в Бухаресте стал точкой перелома, когда президент США не получил того, чего он хотел, а президент России получил,” говорит Кросс.

“Буш хотел утвердить план приготовления Грузии и Украины для вступления в НАТО. Путин убедил европейцев, что это – плохая идея. Я думаю, что это привело Россию к решению, что пора поставить точку в процессе расширения НАТО. И чтобы ни говорили в Брюсселе или Вашингтоне, им это удалось. Расширение НАТО закончилось.”

После “точки перелома” последовала пятидневная война летом 2008 года, в результате которой Грузия лишилась надежды на интеграцию с Европой и части своей территории, а Россия – имидж миролюбивой страны.

“Это была и информационная война, но сравнительно примитивная. Телевидение уже тогда имело огромное значение. Еще до прибытия военных, в Цхинвали появилось 60 российских журналистов в ожидании войны. Но операция по дезинформации удается только тогда, когда тебя не поймали. Иначе, это – вранье. Если посол России в ООН рассказывает, что в Гори нет российских военных, а следующим кадром по Си-Эн-Эн показывают в прямом эфире как по городу едут российские танки, это выглядит смешно,” говорит Кросс

Photo: RT reporting on Russian — Georgian war (screenshot from RT)

“К тому же дилетанты работали в соцсетях. Но они на своих ошибках выучились. В Украине журналисты уже солдаты – они везут с собой  и телекамеры, и вооружение.”

Игра троллей

Уже много написано о социальных сетях и троллях. Их задача – тиражировать простые идеи для российской пропаганды. Например то, что Америка – плохая, Путин – хороший, на Украине воюет контингент НАТО, Майдан – это фашисты. Оппозиционера Бориса Немцова убили свои.

Много было написано о фабрике троллей в Петербурге, в которой около 600 человек пишут комментарии по 12 часов в день за 600-700 евро в месяц.

PHOTO: Twitter.com

Kазалось бесполезно расследовать работают ли такие фабрики в Латвии. Тот, кто когда-либо читал комментарии в интернете, может в этом убедится сам. Главный редактор самого популярного информационного портала в Латвии, Delfi.lv,  Ингус Берзиньш рассказывает, что в раздел для комментариев заходят только 5-7 процентов всех посетителей, поэтому целевая аудитория латвийский троллей сравнительно мала.

“Темы — достаточно простые и всегда одни и те же. В Латвии все разрушено, производства нет, всю культуру нам принес великий русский народ и Советский Союз,” говорит Берзиньш.

В качестве примера, он привел статью об отношении балтийских президентов к России. Она была опубликована в 6.30 утра, и первые комментарии появились сразу. Президенты Литвы и Эстонии – острые критики Путина – представлены как враги России, защитники геев, распространены слухи об их сотрудничестве с КГБ.

Ядерное оружие – ТВ

Интернет далеко отстает от главного арсенала информационной войны – телевидения. Телевидение перешло под контроль Кремля еще в начале первого президентского срока Путина.

“Рынок российских телеканалов – это как зоопарк Путина,” сравнивает Евгений Киселев, последний директор НТВ до перехода канала под контроль Газпрома, который с 2008 года живет в Киеве.

Evgeny Kiselyov, the last head of the Russian TV channel NTV who has been living in Kiev since 2008. PHOTO: Re:Baltica/Mistrus Media

“У Путина в российском медиа рынке каждой твари по паре. Именно как в зоопарке, вот здесь – государственные СМИ, здесь якобы негосударственные, но на самом деле косвенным образом контролируемые государством через общественные компании, акционерные, которые тем не менее на 50 и 1 процент принадлежат государству. А вот здесь, пожалуйста, СМИ, которые находятся в частном владении, но при этом все отлично знают, что владельцами этих компании являются бизнесмены, друзья Путина или люди к нему придельно лояльные, как например, Алишер Усманов или Ковальчуки. А вот здесь для отдельных наивных западных политиков, которые по прежнему верят, что с Путиным можно о чем-то договориться, вот здесь, пожалуйста, есть Эхо Москвы, Новая Газета и телекомпания Дождь. Вот они совсем независимые, оппозиционные и меня ругают!” – сказал Киселев.

С Киселевым мы встретились в Вильнюсе, где проходил ежегодный форум экспертов внешней политики прошедшей зимой похожий на неформальный съезд российской оппозиции. Главный спикер – проживающий в Швейцарии бывший нефтяной олигарх Михаил Ходорковский, помилованный Путиным.

Среди гостей были бывший премьер-министр, ныне один из лидеров оппозиции Михаил Касьянов, музыкальный критик Артемий Троицкий, который переехал в Таллин, критик Путина академик Андрей Пянтковский и другие. В последний момент не смогли приехать Борис Немцов и главный редактор Эхо Москвы Алексей Венедиктов. Главный вопрос – что делать с путинской Россией и подконтрольным телевидением.

Во время дискуссии о телевидении, Киселев сравнил кремлевский международный канал RT (бывший Russia Today) с пропагандой фашисткой Германии и риторически спросил, разрешили бы радио Геббельса вещать в Лондоне или в Вашингтоне. Ведь рекламный девиз канала говорит, что он просто обещает “иную точку зрения.”

“Подождите, это не другая точка зрения. Это – пропагандистская организация, защищающая политические интересы страны, которая является сейчас источником агрессии, угрозы безопасности в Европе, нестабильности, которая проводит откровенную ксенофобскую антизападную политику,” – сказал Киселев.

Россия основала канал RT в 2005 году, но международное внимание канал привлек только во время грузинской войны своими репортажами о грузинах “зверствовших” среди осетин и абхазцев.

К ревизованным данным аудитории канала нет доступа. Сам канал заявляет, что он доступен 700 миллионам зрителям в более 100 стран. Канал передает на английском, испанском, арабском, и начиная с этого года на немецком по интернету (в будущем планируется запустить канал и на французском). Содержание каналов отличается. Например, теперь уже знаменитая новость, что американцы разработали эболу доступна только на испанском. В английской версии ее нет.

Младший брат RT – информационное агентство Россия Сегодня, объединяющая реформированное информагентство “РИА Новости” и радиостанцию “Голос России”. Руководит агентством Дмитрий Киселев, известный на Западе как главный пропагандист России. Новый продукт компании – информагентство и радиостанция “Спутник Ньюз”, передающая на 30 языках в 34 странах. В странах Балтии все еще ведется подбор сотрудников.

Dmitry Kiseleyov, head of Russia Segonya and popular TV host, is often described as Putin’s key propagandist PHOTO: Rossia1

Бюджет обоих организаций – 19,6 миллиардов рублей. Российские журналисты рассказывают, что по сравнению с другими СМИ, RT предлагал большие зарплаты начинающим журналистам, которых мало заботит репутация и которые послушны редакционным требованиям.

Наименее заметен третий проект RT – видеоагентство “Ruptly”. Находится в Берлине, “Ruptly” предлагает международным СМИ десятки видео материалов ежедневно.

В бюджет медиа-концерна не входит ряд других мероприятий, направленных на западное общественное мнение. Например, договор с международной PR агентурой Ketchum (в марте этого года, договор не был обновлен) и “GK Plus”, которая в Брюсселе также представляет интересы ”Газпрома”. А также приложения к ведущим западным газетам “Russia Beyond Headlines”.

“RT- это российская попытка изменить как Запад смотрит на вещи. Он играет на сильное чувство разочарования в политике и беспомощности на Западе, что политический истеблишмент обанкротился, он виновен в финансовом кризисе и этих войнах, которые ни к чему хорошему не привели,” сказал в интервью Эдвард Лукас, британский публицист хорошо знакомый с восточной Европой.

British journalist Edward Lucas who has a long experience with Eastern European countries. PHOTO: Re:Baltica/Mistrus Media

“Я думаю, этот канал апеллирует к тем западным зрителям, которые считают, что им не говорят правду и в этом еще один парадокс в поисках настоящей правды им говорят настоящую неправду. Во время холодной войны мы умели это отражать. Говорили, это радио Москвы. Это пропаганда и мы посмотрим на это как на пропаганду, а не на серьезные новости. Теперь мы предполагаем, что раз презентация умелая и похожа на западные новости, там должна быть часть правды.”

Один из знатоков технологии пропаганды – Евгений Федченко. После аннексии Крыма, повышенного наплыва российской пропаганды и отсутствия противодействия, директор школы журналистики в Киеве Федченко со студентами создал портал stopfake.org.

PHOTO: stopfake.org

За время своего существования сайт опубликовал разоблачения российских СМИ как в подделке фотографий из других конфликтов – из Сирии, Турции  – так и использовании терминологии фантастических фильмов (“украинский боец ест руку погибшего российского солдата”). Stopfake.org разоблачил актеров-гастролеров, которые каждый день играют разную роль – то она жительница Киева бегущая от националистов, то пострадавшая в одесской трагедии, то сторонница антимайдана, то член избирательной комиссии референдума сепаратистов.

Yevhen Fedchenko, a co-founder of a fact-checking website stopfake.org and director of journalism school in Kiev. PHOTO: Re:Baltica/Mistrus Media

Федченко говорит, что у российских СМИ на “украинском фронте” были две задачи. Первая — создавать мифы для внутреннего пользования. Первый миф – это то, что Украина несостоявшаяся страна, ошибка истории. Второй миф – это экономический спад, наступивший в результате пришедших к власти в Киеве фашистов. Третий миф – хлынувшие репрессии против русскоязычных жителей и угроза военным объектам и персоналу в Крыму. В начале, российская пропаганда основывалась только на лжи, но в последствии она вышла на совершенно иной уровень лжи, полу-лжи и коктейль правды и лжи, где не возможно узнать что есть что, сказал Федченко.

Для иностранной аудитории пропаганда носила другие акценты. Главной задачей стояло вывести как можно больше альтернативных версий, чтобы запутать зрителя.

“Они делают разный сюжеты для разных аудиторий,” – сказал Федченко. “Сегодня российская пропаганда совершенно без идеологии и поэтому она настолько успешна во многих странах мира. Если жители страны чувствуют себя экономически незащищенными, они воспользуются этим. Если где-нибудь еще, кто-то борется с правительством, они сделают сюжет об этом. Если где-нибудь, народ протестуют против повышения расходов на оборону, они соберут протест и сделают из этого сюжет.”

Кремль любит всех

Фотография “международных наблюдателей” во время референдума в Крыму пожалуй лучше всего иллюстрирует то, что идеологические противники объединились единым фронтом с Путиным. Рядом с бывшей коммунисткой Татьяной Жданок, которая работает евродепутатом из Латвии и состоит в левой фракции, стоят представители ультраправой австрийской Свободной Партии, болгарской Атаки, французского Национального Фронта, венгерского Лоббик. Там же стоят и ультралевые – партия Левых из Германии, русские и греческие коммунисты, финские неосталинисты и бывшие польские и испанские неонацисты.

So called “international observers” in Crimea referendum, including Latvian MEP Tatyana Zdanoka. PHOTO: youtube.com/Sidi

Международные организации, в том числе и Европейский Парламент, не признали легитимность референдума, однако в глазах российского ТВ это было совершенно не важно. Если зритель сидит в далекой Аргентине и смотрит этот сюжет о праве самоопределения, в котором не говорится кто действительно эти люди, ему не так сложно к ними согласится.

“У них – одинаковые идеи: они против Европейского Союза, Запада. Они поддерживают консервативные ценности, какой-либо альтернативный мир, который в каком-то смысле сегодня создает Путин,” говорит журналист польского журнала “Newsweek” Михаил Кацевич.

“Они открыто говорят, что Путин – их герой. После референдума и того, что произошло в Украине, польский лидер евроскептиков Януш Корвин-Микке так и сказал, “Путин прав”.”

Никто еще не расследовал откуда европейские ультраправые и ультралевые получают финансирование. Контролировать партийное финансирование не разрешают европейские законы. В Латвии финансирование политической кампании из-за рубежа не разрешено и партии не имеют права занимать за границей. Во Франции можно. Национальный Фронт Мари ЛеПен взял в долг 9 миллионов евро на кампанию в Первом Чешском Русском Банке, который по заявлениям чешских спецслужб “возможно, связана с российскими спецслужбами или организованной преступностью, которую в современной России не всегда можно различить.”

Европейские политики и общественные деятели становятся глашатаями России разными способами. Можно просто за деньги, как случилось с бывшим немецким канцлером Герхардом Шрёдером. Еще будучи канцлером, он поддерживал строительство газового проекта “Северный Поток”, который доставляет газ на прямую из России в Германию в обход третьих стран. После поражения на выборах, он по приглашению Газпрома был назначен на руководящую должность.

Можно также за деньги и идеологическую поддержку так называемого русского мира.

Там, где Кремль не может финансировать политиков на прямую, он финансирует или создает новые некомерческие организации (HKO). Их роль намного шире, чем просто подыгрывать российском и местному ТВ. Они также поддерживают Россию на международных форумах.

Бывший генеральный секретарь НАТО Андерсс Фог Расмусен стал первым политиком, который говорил о российском финансировании HKO с целью воздействовать на решения по энергетики. С Расмусеном мы встретились прошлой осенью в Копенгагене, где он открыл свою фирму. Даже теперь он не готов говорить конкретно не смотря на то, что постепенно начали появляться новости что для влияния на энергетические проекты в Болгарии использовались активисты “Русского Мира” и финансировались организации по защите окружающей среды в США.

“Это факт – Россия заинтересована сохранить европейскую зависимость от российских энергоресурсов и не позволить появление альтернативы любой ценой. Нам не стоит быть наивными – это часть российской стратегии”, – сказал Расмусен.

Former secretary general of NATO Anders Fogh Rasmussen was the first Western politician who started talking about Russian supporting of NGOs. PHOTO: Re:Baltica/Mistrus Media

Для стран Балтии – это не новость. Четыре фонда для поддержки “мягкой власти” больше финансируют не культурные мероприятия или поддержку обучения языка, а “антифашистов”, активистов поддерживающих внешнеполитические интересы России.

“В Донецке до войны было тоже самое,” – говорит донецкий журналист Олексий Мазука. “Была активность и фонда Русский Мир, учителей готовили преподавать русский язык, издавали странные книги. Мы как местное телевидение годами снимали демонстрации этих маргиналов. Теперь наши былые герои все министры в так называемых Донецкой и Луганской народных республиках.”

Присутствует ли здесь кто из иностранных СМИ?

Самые недавняя активность “российских стипендиатов” в Латвии в этому году была 16 марта. Каждый год в громких протестах они перекрикиваются со сторонниками латышского легиона, которые поминают латышей, воевавших во Второй Мировой войне на стороне немцев. В этом году “антифашисты” в белых халатах были в роли “дезинфекторов нацизма” и чистили тротуар у памятника Свободы, куда пришли возложить цветы их политические противники. Мероприятие получило больше внимания российских телеканалов.

This year, wearing white robes, anti-fascists acted as “Nazism disinfectants” as they swept the sidewalk near the Freedom Monument during the remembrance of the Latvian soldiers who fought on the side of Nazi Germany against the return of USSR occupation. PHOTO: LTV.LV

В этому году в рядах “антифашистов” не хватало одного участника, который присутствовал на предыдущих акциях: отсутствовал охотник на нацистов, руководитель центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф. В этом году Зурофф среди любопытных зрителей стоял под деревьями аллеи памятника Свободы в центре Риги. Он уже не член организации “Мир без нацизма”, не смотря на то, что он был одим из ее основателей. Не получилось найти общего мнения о том, как лучше бороться против нацизма.

“Много современных проблем смешалось с историей. Если я против Ваффен СС, это не значит, что я – за Путина, за Россию или за то, чтобы Россия вторглась в Латвию… Ничто не может быть дальше правды,” говорит он.

“Во-первых, я не знал, что они получают российские деньги, и конечно я не хочу быть участником никакой организации, которая получает российские деньги и я сам не взял ни цента этих денег. С нашей стороны, русские наверное правы, когда они жалуются о возрождении неофашизма, но у русских самих руки нечисты. Они не извинились за коммунизм, они не выплатили компенсации жертвам коммунизма, они не признают и не поминают жертв Холокоста, поэтому это не они должны кричать.”

Latvia’s “main antifascist” Iosif Koren in the costume of “Nazism disinfectants” on March 16, 2016, in Riga. PHOTO: LTV.LV

Сразу после нашего разговора к Зуроффу и его спутнику подошел “антифашист” Иосиф Корен. Спутник Зурофф хотел сфотографировать “антифашиста” в костюме “дезинфектора” и спросил, “Если ли здесь кто из иностранных СМИ?” После положительного ответа, он сказал, “Хорошо!”

Вечером по работе посмотрела информационные программы российского ТВ. Появился Путин, пропавший более недели. На этом фоне, новостей о “ежегодном марше нацистов в центре Риги” необычно мало. Или может по другой причине. Кто в тумане может что-то разобрать.